Если убрать из статьи частые причитания о любви товарища Нахимова к простым матросам, то можно почитать:
"...
По уровню боевой подготовки Черноморский флот резко отличался от Балтийского флота. Если на Балтике в середине XIX века под непосредственным влиянием царя и сановных адмиралов основное внимание было обращено на вахт-парады, а «Инструкция о прохождении судов флота мимо окон государя императора» являлась чуть ли не основой боевой подготовки, то на берегах Ахтиарской бухты, вдали от столицы, процесс воинского обучения моряков строился на совершенно иных принципах. Вот один из примеров, показывающий практическое внедрение важнейшего требования, - обучать моряков в обстановке, максимально приближенной к боевой:
«Был, например, в 1852 г. командир 28 флотского экипажа и корабля «Варна» капитан I ранга Семен Григорьевич Алексеев, который во время артиллерийского учения ввел такие приемы: командует «такой-то комендор у такого-то орудия, или батарейный командир, убит или ранен» - тогда место выбывшего должно было заменить лицо к тому назначенное, а убитого - унести люди, выделенные к переноске раненых или убитых. Бывало не раз, что когда самого командира несли «убитым», он, видя в чем-нибудь непорядок или упущение, выскакивал с носилок и разносил виновных. Недальновидные моряки распустили по этому поводу слух, что Алексеев сошел с ума, что у него мертвые воскресают и т. д.; в 70-х же годах у нас в сухопутных и морских войсках были введены вышеозначенные приемы, а во Франции эти приемы были введены в 60-х годах - следовательно, Алексеев видел вперед на 20 лет»
(4).
В числе важнейших факторов, определивших высокую боеспособность Черноморского флота в годы Крымской войны, находятся также боевые действия флота у кавказских берегов в 30-40-х годах XIX века. На Кавказе в этот период шла упорная борьба русских войск с реакционными отрядами Шамиля. Черноморский флот оказывал постоянное содействие сухопутным войскам. Корабли флота взаимодействовали с приморским флангом русской Кавказской армии, доставляли ей подкрепления, боезапас, снаряжение, подавляли опорные пункты противника огнем корабельной артиллерии.
В непрерывных крейсерствах у побережья Кавказа круглый год несли боевую вахту черноморские моряки, пресекая связь мюридов Шамиля с иностранной агентурой, пытавшейся пробраться на кавказские берега. В этих продолжительных и тяжелых плаваниях черноморские моряки проходили прекрасную школу: постоянная боевая готовность судов стала для них обычным делом..."
---
Итак, все адмиралы, участвовавшие в первой обороне Севастополя, ковали свое боевое мастерство, участвуя в войне против кавказских народов...которые почему-то не хотели стать новоиспеченными рабами империи.
"Крейсерство" вдоль берегов с отниманием "призов" - имеет своё настоящее название ("каперство"), учитывая, что официально войну Англии
до 1853 года никто не объявлял, а адыги ...своего флота не имели.
Остаётся открытым вопрос: как в условиях "николаевской полицейщины" и всего плохого...могли возмужать такие замечательные и человеколюбивые* адмиралы, которых чтит вся патриотическая русскоязычная общественность.
*) С патриотическим захлебыванием
здесь о победе русского оружия на Кавказе. О потерях порабощенных народов - ни слова! Оно и понятно, тогда встанет вопрос о всех этих "человеколюбах"! Ну, как же вам не понятно до сих пор, что народы Кавказа были виноваты в том, что Грузия и Азербайджан захотели присоединится к России, а между ними оказывается жили другие народы...Это англичане - все сплошь алчные и колонизаторы свободных народов, а русские - они же образованные овечки, которые несут людям мир и спокойствие. Одним, словом, "мир, дружба кукуруза" ... и куча трупов (причем, всегда). Ну, как-то так!