Как то меня спросили... Фотосъемка и фототехника

Aug 05, 2011 15:44

Как то меня спросили...
  Причиной появления этой записи послужил ряд вопросов, заданых по поводу некоторых, выложенных мной на странице Фотоклуба сайта www.treffpunkt.ru, фотографий, а так же желание несколько дополнить предыдущую запись "К вопросу о некоторых подходах к созданию домашней малой фотостудии".
Все  вопросы, по сути, сводились к одному - как это было снято? При этом прозвучала просьба, дать пояснения конкретно по каждой фотографии. Что я тут и попытаюсь сделать. При этом, хочу сразу отметить, что речь пойдет исключительно о технических аспектах, обсуждение возможных художественных достоинств и недостатков фотографий преднамерено оставляется в стороне.

Итак, вот она первопричина - пять фотографий, представленных для начала в виде миниатюр (исключительно для того, что бы сразу сложилось представление о чем же идет речь).




Даже с учетом того, что фотография №4 вроде как и выбивается из общего ряда, все картинки имеют нечто общее, а именно, то оборудование, которое использовалось при их создании. Думается, что именно с него и следует, прежде чем перейти к разбору конкретных фотографий, начать.
Первое, это фотокамера с возможность подключения к ней внешней вспышки (дальше я буду называть ее, исходя из специфики использования в рассматриваемых случаях выносной). Я использовал цифровую зеркальную камеру Samsung  GX 1L. Эта камера для установки внешней вспышки оборудована примитивным «горячим башмаком», что, впрочем в данном случае вполне достаточно. Присоединялась выносная вспышка к камере посредством самодельного синхро-кабеля. Подробно об используемых мной вспышках, методах соединения и синхронизации их с камерой и способах их установки подробно можно прочитать в одной из предыдущих записей («К вопросу о некоторых подходах к созданию домашней малой фотостудии», по этому здесь я на этом подробней останавливаться не буду.
Естественно, камера должна быть установлена на штативе. Я использую штатив Hama Star 200 и, в общем то, пока им доволен.
Далее следует так называемый лайт-бокс, или, в немецкой терминологии, фотопалатка (Fotozelt).



При создании фотографий №№1-3 использовался лайт-куб размерами 0,8х0,8х0,8 м. В своё время я преобрел его в интернет-магазине PEARL (www.pearl.de) в комплекте с двумя галогеновыми светильниками, мощностью 50 Вт и цветовой температурой 5300 К.



Эти светильники использовались при съемки фотографии №4. При этом они оснащались различными, уже самодельными светоформирующими насадками.
Последним элементом того, что называют обобщающим термином «Свет», являлись различные отражатели. Применялось следующее:
- Складной универсальный круглый отражатель типа 5 в 1. Удобен тем, что отражающие «шкурки» можно менять - всего их получается четыре, а основа является рассеевателем (тоже очень полезная в ряде случаев вещь).



Так же куплен в упомянутом выше интернет-магазине. Мне он обошелся в сущии копейки, ибо я являюсь постоянным читателеи журнала FOTO HITS, в котором регулярно публикуется специальный код для получения скидок на всевозможные фотоприблуды в магазине PEARL.
- Различные самодельные отражатели, от листов белой бумаги до кусков покрышки для автостекол (той, которая с одной стороны серебрянная, с другой - белая).
- Флаги, преимущественно черные - куски черного фотокартона, устанавливаемые по бокам снимаемых композиций. В частности, они обеспечивают получение темных контуров стеклянных предметов, а так же используются для затемнения или ослабления светового потока (там, где это необходимо).
Последним элементом использованного оборудования является фотостолик. Именно на нем выставляется снимаемая композиция. Использовался при съемке фотографий №№1 и 2.
Столик у меня сейчас самодельный. Представляет собой разборную каркасную конструкцию. Для его «строительства» выбрал любимые материалы - медь и дерево. Получилось изделие несколько винтажного и, я бы даже сказал, стим-панковского вида.
Все материалы куплены в ближайшем строймаге. Это семь деревянных брусков-кругляков длиной 900 мм и диаметром 15 мм и по восемь штук соединительных элементов (уголков и т-образных) для медных водопроводных труб, внутренним диаметром так же 15 мм.
Вот таких вот:



Прежде чем все это пилить и соединять, пришлось все таки набросать нечто вроде эскиза:



В результате получился такой вот конструктор:



Все деревянные части обработаны морилкой, а соединительные элементы , там где это необходиммо, посажены на эпоксидный клей.

В сборе же вся конструкция выглядит так:





Получилось все очень устойчиво и стабильно. Теперь на этот каркас можно класть либо, в случае если требуется подсветка лист молочного оргстекла либо другого светопропускающего материала, крепить к нему различные фоны, надевать капроновый чехол, или же поместить всю эту конструкцию в лайт-куб. Далее я использовал именно светопропускающий материал, а все вместе - помещалось в лайт-кубе. В качестве светопропускающего материала, на котором выставлялись снимаемые объектв, использовал личт чего то вроде тонкого пенопласта, добытый так же в магазине строительных товаров. Он, не смотря на свою хрупкость, за счет сочетания линейных геометрических размеров и толщины (ок. 5 мм) достаточно гибок. Устанавливался этот лист на каркас фотостолика так, что он одновременно являлся и фоном и подложкой, т.е. образовывал некую изогнутую конструкцию, несущей способности которой вполне хватало для удержания снимаемых предметов. Примерно так:



Для получения отражений снимаемых объектов использую тонкий прозрачный листовой пластик. Этот лист кладется на светопропускающий белый материал. Вообще, вещь совершенно необходимая. Можно, конечно, пользоваться и стеклом, но практика показывает - прозрачный пластик дает результаты лучше. Покупал я эту штучку в обычном магазине канцелярских товаров. Там он идет как «стекло для письменного стола».
Дополнительно стоит упомянуть и еще одну, на мой взгляд, совершенно необходимую вещь. Это дистанционный пульт управления (ДПУ) камерой, причем проводной. Я уже использую такой достаточно много лет. Имеется у меня и инфракрасный, но больше в качестве приятной, но бесполезной приблуды. Так, разве что на шею для солидности повесить. Почему так? По весьма понятнвм причинам - беспроводные ПДУ позволяют управлять лишь срабатыванием затвора, проводной же - это, по сути, выносная спусковая кнопка камеры со всеми ее возможностями. Нажал до половины - автофокус пошел, до конца - затвор сработал. Конечно можно использовать и автоспуск, но... Одним словом, я пользуюсь проводным ПДУ.

Ну, вот теперь, когда разобрались с оснащением и оборудованием, можно переходить к разбору каждой фотографии. Разбор будет достаточно краткий, поскольку, как мне показалось, уже из перечня и описания оборудования, многое, если не все, становится ясным.

Фотография №1 «Бутерброд»



Своего рода исключение. Исключение потому, как тут использовался исключительно естественный свет. Так уж сложились обстоятельства, что день был очень свтлый и солнечный. То что светлый - это прекрасно, что солнечный - не очень, как, впрочем, и всегда для фотосъемки. Но вот тут на выручку то и пришел лайт-куб. Дополнительно было хорошо и то, что над моим балконом, весьма значительной площади, имеется полупрозрачная матовая пластиковая крыша, так же изрядно смягчающая свет.
Лайт-куб был установлен на балконе. В него помещен фотостолик с закрепленным на нем, как это показано на схеме выше, листом белого светопропускающего пластика. Все это было соорентировано согдасно падающему световому потоку. После чего долго и нудно размещался снимаемый объект. После оценки того, что получилось, было принято решение подсветить сторону объекта, противоположную световому потоку белым отражателем. Отражатель был размещен, естественно, внутри лайт-куба. Перед всеми этими манипуляциями на камере был установлен балланс белого (ББ) по листу пластика, служащего из-за своего изогнутого положения одновременно и фоном и подложкой. Далее выбирались параметры съемки (экспопара) и выполнялась съемка. Съемка велась до тех пор, пока не был получен удовлетворяющий результат. Надо сказать - хватило где то пяти кадров. Далее последовала обработка в Фотошопе, где фотографии и был придан тот вид, который она имеет сейчас.
Схема съемки, если взглянуть на нее сверху и как бы через верхнюю грань лайт-куба, выглядела примерно следующим образом:



Разумеется, это всего лишь принципиальная схема. Конкретные расстояния и взаимное положение, в частности, объекта съемки и отражателя подбираются экспериментальным путем.

Фотография №2 «Осеннии шахматы»



А вот тут уже применялось практически все описанное оборудование. По поводу установки композиции можно повторить все то, что и для первой фотографии. А именно - лайт-куб, в нем размещен каркас фотостолика с укрепленным листом белого пластика. Слева от лайт-куба была установлена выносная вспышка, соединенная синхрокабелем с камерой. Белый круглый отражатель - справа, внутри лайт-куба. ББ так же по белому пластику, служащему и фоном и подложкой. Дальше съемка и последующее доведение в Фотошопе.
Схема съемки выглядела так (тут она приведена в зеркальном отображении):



Опять таки, как и в предыдущем случае взаимное расположение источника света, отражателя и снимаемой композиции подбирается эксперементальным путем.

Фотография №3 «Падение банана. Памяти Энди Уорхола»



По времени, затраченному на получение пары понравившихся кадров, самая трудоемкая. Всего было сделано несколько десятков кадров, пожалуй до сотни. Съемочное место пришлось строить в ванной комнате. Да это и понятно - дело то предстояло довольно мокрое. Итак, в саму ванну поставил обычный маленький столик и уже на нем размещал все необходимое для съемки. В этом случае лайт-куб не применялся.  Закрепил на каркасе фотостолика (его предварительно установил на обычном столе, помещенном в ванну) лист белого пластка. Все так же в изогнутом положении, дабы сразу получить и фон и подложку. Справа разместил круглый белый отражатель, слеба была вспышка на штативе. В этом случае на вспышку был надет самодельный рассеиватель - что то вроде маленького софтбокса. Камера, естественно, тоже на штативе. Ну, само-собой, все тот же синхрокабель. К камере подсоединил проводной ПДУ. Без него тут, полагаю, было бы и не обойтись. Во сяком случае, времени бы съемка заняла неизмеримо больше, а результаты были бы весьма сомнительны. Пришлось, конечно, еще помудрить с расположением вспышки и отражателя, но это уже уточнялось по ходу съемки. Выдержка равнялась выдержки синхронизации камеры, в моем случае это 180. Для «замораживания» выплескивающейся воды, летящих капелек и даже летящего банана вполне достаточно. Диафрагма зажималась сколь это было возможно, для того, что бы получить большую глубину резко изображаемого пространства (ГРИП). При такой съемки это необходимо.
Съемка происходила следующим образом:
- фокусировка по краю миски;
- при удерживаемой в полунажатом состоянии кнопки ПДУ, прицеливание бананом в миску с водой;
- отправление банана в свободное падение;
- практически одновременно с этим (с минимальным запозданием) спуск затвора камеры.
Ну и таким образом, в такой последовательности до полужения желаемых результатов. Надо сказать, что все это не так и сложно. После двух-трех попыток процесс превращается в нечто весьма контролируемое, появляются идеи, как это все оптимизировать и т.д. При этом важно чрезмерно не увлечся, помятуя о том, что лучшее враг хорошего и вовремя остановиться. И еще один, чисто личный совет - заниматься этим лучше в одиночестве, либо на пару с ассистентом, являющимся так же фанатом фотосъемки. Ибо, если ваши домашнии (жена, муж и проч.) не обладают спокойствием слона, то возможна бурная дисскусия, т.к. место съемки будет выглядить прямо скажем - все мокрое, разбросанные ошметки пострадавших бананов... УжОс, одним словом.
После завершения съемки и многотрудного наведения порядка в ванной комнате наступил неизбежный  процесс отбора изображений и их доводки в Фотошопе.
Да, схема съемки, опять таки в приближенном виде, выглядела примерно так:



Вот, пожалуй, о полетах и падениях бананов и все. В заключение можно сказать, что все описанное это только некий метод, некий принцип, открывающий широкий простор для импровизации.
Наконец, фотографии №4 и №5. Вот что про них рассказать, так даже и не знаю. Тут все, на мой взгляд, достаточно просто и незатейливо. Но попробую.

Фотография №4 «Осеннии заготовки»



Эта фотография, в общем то, обычный средний натюрморт. Сейчас я бы, честно говоря, снял его по другому. Снималось все в подвале дома, где я живу. Композиция выставлена на старом верстаке. Тиски, в которых зажато яблоко, привинчены к этому верстаку намертво, так что все, и композиция, и свет, и прочее строилось вокруг них. Съемка производилась с использованием источников постоянного света с надетыми на них, опять таки самодельными, светоформирующими насадками. Сами светильники - те самые, о которых я рассказывал в начале этого повествования. А в качестве насадок использовалось что то вроде маленького софтбокса (для смягчения света) и конусообразный тубус, свернутый из черного фотокартона. Последний использовался для локальной подсветки яблока и отчасти тисков. Был еще и круглый белый отражатель. Взаимное расположение источников света в процессе съемки менялось, общим оставалось то, что свет шел как бы слегка снизу. Все остальное ясно из фотографии. Из обычного оборудования, как всегда - камера на штативе, проводной ПДУ. Доводка - разумеется, Фотошоп.

Фотография №5 «E-bas»



Ну тут то и совсем все просто. Снималось при естественном освещении, а именно, рассеяный свет из окна. Фон - белый ватман. Камера на штативе, проводной ПДУ. ББ выставлен по предварительно подготовленному фону.. Гитара при съемке, естественно, просто лежала в положении «на спине». Все. Дальше доводка, в основном фона, в «великом и ужасном» (Фотошопе), включая поворот гитары. Так мне показалось интересней.

На этом и закончу. Надеюсь, ответил на все вопросы. Если нет - дополню.

Хочу сказать еще только одно - разумеется, я не утверждаю, что подобные вещи надо снимать именно так, что это «правильный» и оптимальный метод. Я просто рассказал как это делал я, причем делал в домашних условиях и при минимуме оборудования. Само собой, я хорошо понимаю и все недостатки и ограничения применения лайт-куба и таких, с позволения сказать, «фотосветильников», да и многого другого.  Более того,  достаточно хорошо представляю, как это все нужно было бы снимать в более или меннее оборудованной, пусть и домашней, студии. Не говоря уже о настоящей студии. «Но это уже совсем другая история», как говаривал некогда один из героев братьев Стругацких.
Далеко не все и не всегда имеют доступ к студии. Это конечно плохо и огорчает, но совершенно не является поводом, что бы не фотографировать. Особенно, если это дело любишь.

фотографирование, отражатели, фотосъемка, фототехника, флаги, фотостол, домашняя фотостудия

Previous post Next post
Up