К вопросу о некоторых подходах к созданию домашней малой фотостудии
Речь тут пойдет о домашней малой фотостудии, формируемой в условиях т.с. жестких ограничений. К примеру, финансовых (нет возможности, желания или необходимости вкладывать значительные средства) или накладываемых имеющимися в распоряжении помещениями. Это будет, т.с. своего рода граничнвми условиями (ГУ). Мой опыт говорит, что в отсутствии сразу и жестко поставленых ГУ любой разговор о каких то конкретных, в теории реально осязаемых, вещах неизбежно перетекает в "высокодуховное" русло, превращаясь в очень приятную и интересную беседу..., но увы, не способную принести практической пользы. Хотя, по моему глубокому убеждению, накопление чисто интеллектуальных богатств и приятно проведенное за этим занатием время, пожалуй, в ряде случаев, и поважнее этой самой "практической пользы". Да, извечный антагонизм Обломоав и Штольца...
Ну, да ладно, вернусь все таки к заявленой теме.
Итак.
Существует несколько, пожалуй уже ставших своего рода стандартом, подхода к созданию домашней фотостудии.
Первый - это использование различных галогеновых светильников постоянного света - от лампочек, почему то именуемых фотосветильниками, до мощных 500 ваттных "строительнвх" световых приборов..
Применял, да и сейчас иногда использую, и то и другое. Для себя пришел к выводу, что галогеновые лампы порой весьма подходят для натюрмортов, в меньшей степени - удобны для предметки. Ежели пробовать использовать для съемки людей мощные "строительные" светильники, то это из области упражнений для любителей героически преодолевать трудности, предварительно самими же и созданные. Не буду утверждать, что это будет справедливо для всех, но для меня это именно так, причем как с точки зрения самого процесса, так - и получаемого результата.
Второй подход - создание систем из старых, в основном советских, вспышек. Заманчиво по ряду причин, основной из которых, казалось бы, является низкая "цена вопроса". Должен сказать, изучил я по рассматриваемой теме весьма много материала - публикаций в сети по этому поводу просто уйма. Опять таки личный вывод - это хорошо для тех у кого, во первых, со старых времен завалялось несколько таких, желательно одинаковых, световых приборов и, главное, тех, кто по меньшей мере, является "радиолюбителем советской закалки". Всем остальным я бы просто не советовал этим заниматься. Найти такие вспышки по различным барахолкам может быть задача и реальная, но тоже не так просто решаемая (они ведь будут скорей всего в состоянии, требующем ремонта), ну а надеяться, что вам соберут все требуемые для запуска такой системы схемы знакомые или друзья... Ну уж не знаю, тут нужны очень хорошие друзья, что бы согласились сидеть ради вас ночами с паяльником и проводить зачастую ловольно опасные эксперементы с этими конструкциями. Так что получается - если сам не можешь все это сделать - тоже лучше не заводится. Хотя, те, кто сам это делает порой достигают весьма впечатляющих для домашней студии результатов.
Однако есть и еще один путь, т.с. несколько промежуточно-компромисный. Это тоже вариант использования накамерных или системных вспышек. Вспышек, условно говоря "современных", но примитивных, с таким же примитивным (в ряде случаев) ручным управлением. Такие вспышки выпускаются с успехом и поныне, в основном всякими, не то что бы широко известными и зачастую, скрывающими свое истинное лицо, китайскими производителями. Стоимость их весьма и весьма не велика, но об этом позже.
Теперь расскажу конкретно о той системе света для домашней, оговорюсь - весьма небольшой, студии, которую я начал собирать и уже частично использую.
Итак, в настоящее время система состоит из трех импульсных источников света, они же накамерные или системные вспышки, продающиеся под названием Sumikon. Это довольно примитивные, без всякой там автоматики, световые приборы китайского производства. В силу своей примитивности, стоят они весьма доступно. Мной были приобретены где то за 20-25 евро каждая в онлайновом магазине Pearl (для интересующихся вот
ссылка). Сразу оговорюсь - вспышки не одинаковые. Одна из них, та, что была приобретена первой и некоторое время оставалась единственной и носящая гордое наименование "модель MV-328", используется как ведущая и соединяется с камерой посредством самодельного синхрокабеля.
Почему самодельного? Причин несколько, первая - вспышка оснащена разъемом под синхрокабель, но этот разъем столь оригинален, что синхрокабель с аналогичной соединительной частью отыскать просто не удалось. Вторая же причина - синхрокабель приемлемой длинны стоит примерно столько же, а то и дороже, как и имевшаяся вспышка. Поэтому решено было идти путем народных умельцев. Вспышку я разобрал и припаял к имевшимся контактам под синхрокабель два проводка, которые вевел наружу через предусмотренное под штекер синхрокабеля отверстие. С наружной сторонв к этим проводкам припаял разъемную колодку, использующуюся в электронике. Решение было очевидно, поскольку такие колодки были под рукой в накопившемся дома электронно-компьютерном хламе. Выглядит это, можеи и не совсем презентабельно, но вполне работоспособно.
Дальше наступил черед самого синхрокабеля. Основным вопросом было изготовления узла присоединения к камере, а конкретно, к разъему-посадочному месту под стандартную вспышку. Вопрос решился быстро и вроде как временно, но как все временное... Использовал все тот же хлам. Получилось что то вроде пластмассовой шайбы, подточенной с двух сторон так, что бы она входила в разъем для вспышки. В центре - отверстие с резьбой, в которое ввинчивается винт, служащий центральным контактом. Второй контакт просто прижимается этой шайбочкой-пластинкой к боковой внутренней стороне разъема для вспышки. Конструкция варварская, но в условиях домашней студии работает. Контакт для подключения кабеля уже к самой вспышке - все та же разъемная колодка, ну только ее ответная часть.
Таким образом получилась выносная вспышка, которая некоторое время и использовалась в одиночестве.
Дальше появились еще две вспышки, но уже несколько иные. Основным их отличием было то, что они были уже оснащены встроенным инфракрасным приемником для их поджигания от светового импулься. Именуются они "модель FE - 14MS". Натурально, они и стали ведомыми вспышками. Стоили они чуточку подороже - уже порядка 25 евро.
Да, должен сказать, что оба типа используемых вспышек оснащены поворотными в вертикальной плоскости головками, правда несколько различной конструкции.
Теперь осталось укрепить вспышки на чем то вроде штативов и все готово для использования. В качестве штативов вполне подходят различные фотоштативы, а для закрепления на них вспышек имеется замечательное приспособление, купленное мной все в том же онлайновом магазине за 2,5 евро штука.
Вот, пожалуй, и все. Замечу, что тут я сознательно оставляю в стороне вопрос о различных светорассеевателях, применяемых с этим комплектом световых приборов, ибо "это уже совсем другая история" (с).
Думаю, лучше закончить вот каким соображением. Все, что я здесь изложил, это только иллюстрация некоторого возможного подхода к решению вопроса. Я использовал вспышки Sumikon, но ведь таких, или подобных, пусть даже немного подороже, имеется множество разновидностей (стоит только поискать в интернете). Для примера, могу предложить к рассмотрению вспышки серии UNOMAT (это из того, что я нашел в течении 5 минут в рунете). По своим характеристикам они весьма близки к моим вспышкам, ряд из моделей оснащены инфракрасными приемниками, а их стоимость, в зависимости от модели, колеблется в пределах от 400 до 1500 рублей. Посмотреть можно, хотя бы,
тут. Еще с большим успехом можно использовать вспышку "Кактус". Правда этот вариант несколько подороже будет, но тоже весьма приемлем. Эти вспышка является повторением известной в свое время лампочки Vivitar 285 и по правильному именуется
Cactus KF36 .
Ну и совсем уж в заключение - при помощи описанного осветительного оборудования, в частности, была сделана такая, хм, скажем, фотография.
Выложил и тут только сообразил - может и не очень показательно, ведь эта фотография все таки панорама из четырех вертикальных кадров?