Что такое ФРС?

Aug 26, 2010 13:14

В этой статье я решил коротко и доступным языком объяснить что такое ФРС и описать ее структуру, потому что именно ФРС это основа всей конспирологическй теории, которая изложена в книге Старикова "Кризис: как это делается".
Вообще то я неправильно выразился - основой этой теории явяется не ФРС, а то что Николай Стариков о ней навыдумывал, та ФРС, которая существует на самом деле ничего общего не имеет с той ФРС, которую он описал в главе 3.


Начнем с определения, которое Николай Стариков дает на странице 38:
Федеральная резервная система - это частный банк, которым владеют другие частные банки.
Хотя для простоты ФРС иногда называют "центральный банк", на самом деле ФРС это не только не банк, но даже не организация. ОРГАНИЗАЦИИ ПОД НАЗВАНИЕМ ФРС НЕ СУЩЕСТВУЕТ. А что тогда такое ФРС?
Смысл ФРС кроется в его названии - Федеральная Резервная СИСТЕМА. Именно система, которая состоит из многих организаций. Все эти организации находятся на разных уровнях, каждый из которых характеризуется объемом власти и формой собственности. Вот как выглядит эта система графически (изображение взято отсюда):



Как видим на самом верхнем уровненаходится президент. Ниже 2 органа управления:

  1. Board of governors (Совет управляющих) - на 100% государственный орган.
  2. Regional federal reserve boards (Советы директоров региональных резервных банков) - частично государственные, частично частные.
И 2 типа банков:
  1. Региональные резервные банки.
  2. Банки-члены ФРС.
Банки естественно частные. Теперь о  каждом уровне подробнее:
Совет управляющих:
Совет управляющих ( Board of Governors ) это главный орган ФРС. Именно в его компетенции находятся все вопросы кредитно-денежной политике государства, при этом он является на 100% государственным учреждением. На сайте ФРС есть документ под названием The Federal Reserve System Purposes and Functions. Так вот там на странице 4 черным по белому написано следующее:
"The Board of Governors of the Federal Reserve System is a federal government agency."
Перевод:
"Совет управляющих Федеральной резервной системы является федеральным органом власти."

Совет этот состоит из 7 членов, которые назначаютя президентом и утверждаются сенатом сроком на 14 лет. Причем в этом совете должны быть в равной мере представлены как представители различных отраслей экономики ( финансы, промышленность, сельское хозяйство и т.д. ), так и  представители  различных регионов. Председатель совета с согласия Сената назначается президентом из членов совета сроком на 4 года.  Только к президентскому сроку это не имеет никакого отношения, и то что пишет Стариков на странице 42:
"Казалось бы, логика понятна: президент, уходя, уводит с собой всю свою команду, включая главу Федрезерва." - это просто чушь. Почему? Это я объясню в одной из следующих статей, в которой я собираюсь подробно написать о независимости ФРС.

Размер зарплаты управляющим устанавливает конгресс. Таким образом у банков-членов, несмотря на то что именно из их капиталов состоит резерв ФРС, нет никаких рычагов влияния на принятие решений советом управляющих. Они не могут назначать или увольнять управляющих, повышать или понижать им зарплату и т.д. Кроме этого управляющие не имеют права занимать какие либо либо должности в банках, а также владеть их акциями. Поэтому люди, которые утверждают, что Совет управляющих действуют в интересах банков, а не государства либо не разбираются в этом вопросе, либо преднамеренно лгут.

Резервные банки:
С точки зрения ФРС, США разбита на 12 округов, в каждом из которых действует свой региональный резервный банк. В каждом резервном банке есть свой совет директоров, который состоит из 9 человек, и разбит на 3 класса по 3 человека в каждом.
  1. Класс А - избирается банками-членами из числа служащих этих банков.
  2. Класс В - тоже избирается банками-членами, но они наоборот не имеют права занимать какие либо должности в этих банках. Типа представители общественности.
  3. Класс С - это государственные чиновники, которых назначает Совет управляющих. Чиновники класса С также как и чиновники класса В, не имеют права занимать в банках какие либо должности, кроме этого они не имеют права быть акционерами банков.
Таким образом частные банки выбирают 6 из 9 членов совета директоров резервных банков,  поэтому резервные банки нельзя считать на 100% государственными структурами. Однако полномочия резервных банков ограничены решением проблем вверенного им региона, в то время как кредитно-денежная политика государства находится в компетенции государственного совета управляющих. В этом легко убедиться, сравнив функции совета управляющих и резервных банков. На сайте "Political Research Associates" ( Ассоциация  политических исследований ) дается сравнение основных функций резервных банков и совета управляющих. На русском языке они выглядят так:
  • Функции резервных банков:
    • Покупать и продавать государственные облигации на вторичном рынке (операции на открытом рынке).
    • Выдавать кредиты банкам-членам.
    • Клиринговое обслуживание банков.
    • Сбор изношенных банкнот для уничтожения и выдача новых взамен.
    • Обеспечивать банками-членами соблюдение требований о резервировании и других нормативных актов.
    • Осуществлять мониторинг банковской и экономической деятельности в рамках соответствующего региона.
  • Функции государственного совета управляющих:
    • Определять политику на открытом рынке.
    • Установливить необходимые размеры резерва для банков-членов.
    • Установливить размеры учетной ставки.
    • Установливить размеры эмиссии.
    • Проводить мониторинг состояния экономики США.
    • Периодически докладывать Конгрессу о состоянии экономики США.
Как говорится, почувствуйте разницу.

Кроме этого, председателя совета директоров резервного банка и его заместителя назначает совет управляющих из диресторов класса С, т.е. из государственных чиновников. Совет директоров резервного банка выбирает  президента сроком на 5 лет, который должен быть утвержден в своей должности советом управляющих. Крме этого в резервных банках есть должность - президент банка. Это что то типа исполнительного директора. Президенты резервных банков назначаются советом директоров каждого банка сроком на 5 лет, и утверждаются Советом управляющих.

Те кто пытается доказать что ФРС это частная структура, используют хитрый трюк: Они представляют дело так, будто бы резервные банки, и есть вся ФРС, и тем самым вводят людей в заблуждение. Николай Стариков не исключение. На странице 39 он пишет:

Может быть, мы ошибаемся? Проверим себя: заглянем в американский телефонный справочник «Желтые страницы». Там мы сможем найти координаты ФРС и составляющих ее Федеральных резервных банков не на голубых страницах, где напечатаны телефоны государственных организаций, а на белых страницах частных компаний.
Сам Николай Стариков американские "Желтые страницы" скорее всего в руках не держал, потому что он даже не указал регион в котором эти страницы были выпущены. Возможно, в силу своего невежества, он думает что "Желтые страницы" одни на все США. На самом деле "Желтые страницы" в каждом регионе свои. Поэтому если речь идет о об одном из регионов где находятся резервные банки, то в страницах указана информация именно о резервных банках, которые никто государственными не считает, но если речь идет о Вашингтоне, то это ложь.
 Это легко проверить посетив страницу, которая так и называется "Голубые страницы Вашингтона" (Washington Blue Pages) на сайте "OfficialUSA.com": http://www.officialusa.com/state/state.information/washington_index.html. Там есть заголвок "Government" (Правительство). Под ним есть ссылка, которая называется Government Directories (Справчник правительственных организаций). Далее на этой странице с левой стороны есть колонка ссылок под названием "Government Links" (Ссылки на правительственные организации).  В этой колонке есть ссылка под названием "Boards". Что мы видим в правой колонке под названием "Boards"? Шестая ссылка сверху и есть ничто иное как "Federal Reserve Board", т.е. Совет Упавяющих, что и требовалось доказать. Банки-члены:
Банки-члены в свою очередь делятся на 2 группы:
  1. National banks - банки, которые получают чартер ( документ на право ведения банковских операций ) от федерального правительства. Эти банки по закону обязаны быть членами ФРС.
  2. State-chartered banks - банки, которые получают чартер от властей штата. Эти банки могут быть членами ФРС, а могут и не быть. Для них членство в ФРС дело сугубо добровольное.
Хотя банки-члены считаются акционерами ФРС, они существенно отличаются от акционеров обычнх акционерых обществ. Вот эти отличия:
  • Обыкновенные акционеры покупают столько акций, сколько считают нужным, а банки-члены обязаны подписаться на акции в размере 6 процентов от их капитала, причем 3 процента должны быть выплачены сразу, а еще 3 должны быть выплачены по первому требованию Совета управляющих.
  • Банки-члены не имеют права продавать или оставлять в залог свои акции.
  • В обыкновенных акционерных обществах вопросы распределения прибыли и начисление дивидендов решаются на собрании акционеров, в то время как размер дивидендов банков-членов установлен законом и равен 6%, а оставшаяся после выплаты дивидендов прибыль перечисляется в Министерство Финансов. Например в начале года ФРС перечислил в Министерство Финансов прибыль за 2009 год, которая составила 46.1 миллиард долларов. ( http://www.foxnews.com/politics/2010/01/12/federal-reserve-makes-record-billion-profit/ ). Вот такая вот "частная лавочка".
  • Совет директоров или управляющих в обыкновенных акционерных обществах избирается на собрании акционеров, в то время как банки-члены могут избирать только 6 из 9 членов советов директоров региональных резервных банков, но не членов совета управляющих.
Кроме этого банки обязаны держать в резервных банках резервы, размеры которых устанавливает совет управляющих, это и есть резерв ФРС. Поэтому Николай Стариков лжет, когда на странице 40 пишет следующее:
Мало того что Федеральная резервная система совсем не «федеральная», так она еще и не «резервная». У ФРС нет никаких резервов. Ни золотых, ни валютных, ни серебряных. Никаких. Нет ничего - только офисы, секретарши и компьютеры.
Федеральный комитет открытого рынка.
Все вышеперечисленные организации работают на постоянной основе, однако существует орган, который не работает постоянно, а по закону должен собирается не реже чем 4 раза в год, но начиная с 1981 года он собирается 8 раз в год. Называется он "Федеральный комитет открытого рынка" ( Federal Open Market Committee (FOMC) ). Комитет состоит из 12 человек, 7 из которых это члены совета управляющих, а остальные 5 это президенты резервных банков, причем один из них, президент Резервного банка Нью Йорка, имеет особый статус и заседает на постоянной основе, в то время как остальные 4 меняются на ротационной основе.

ФРС имеет три инструмента для проведения монетарной политики. Это:

  1. Операции на открытом рынке.
  2. Учетная ставка ( discount rate ).
  3. Размеры небходимых резервов для банков членов.
Два последних, как мы уже знаем, находится в компетенции Совета управляющих, а для использования первого и был создан  FOMC. Операции на открытом рынке сводятся в основном к покупке и продаже государственных ценных бумаг, и делается это именно на открытом рынке, то есть ФРС не имеет никаких приемуществ по сравнению с другими участниками рынка.

FOMC дважды в год отчитывается перед комитетом по банкам конгресса. С отчетами можно познакомиться здесь.

Консультативные советы.

Для полноты картины, пару слов о консультативных советах ( Advisory Councils ). В составе ФРС их существуют 3:

  1. Consumer Advisory Council ( Потребительский Консультативный совет ) - создан в 1976 году, консультирует Совет Управляющих по вопросам защиты потребителей и по другим вопросам в области потребительских финансовых услуг. Члены комиссии назначаются Советом управляющих на три года. Собираются 3 раза в год.
  2. Federal Advisory Council ( Федеральный консультативный совет ) - состоит из двенадцати представителей банковского сектора и консультирует  Совет Управляющих по всем вопросам, подпадающим под юрисдикцию Совета управляющих. Резервные банки выбирают по одному человеку сроком на год. Собираются 4 раза в год.
  3. Thrift Institutions Advisory Council ( Консультативный совет по Сберегательным учреждениям ) - был создан в 1980 году чтобы обеспечить Совет управляющих информацией и мнениями об потребностях и проблемах сберегательных учреждений. Двенадцать членов являются представителями ссудо-сберегательных учреждений,  сберегательных банков и кредитных союзов. Собираются 3 раза в год.

В заключение, я еще раз хочу процитировать Николая Старикова ( стр. 42 ) :

Структура ФРС крайне запутанна, и это сделано намеренно. Чтобы простой человек махнул рукой и не стал вдаваться в подробности.
И что тут запутанного? А чтобы не было запутанно, надо выучить английский язык и почитать законы и другие документы. На сайте ФРС все это есть, и нет никаких тайн.

ФРС, Николай Стариков, Федеральная резервная система, fed

Previous post Next post
Up