В комментариях к статье о
Хэллоуине некоторые наши читатели писали о том, что и в нашей русской культуре есть нечто подобное. Например, Колядки. Что, мол, и мы с нечистью якшаемся - и ничего, живы пока… В этих праздниках и вправду есть нечто общее, но есть и существенные различия. Давайте рассмотрим и то, и другое.
Праздник Хэллоуина выпадает в ночь на 31 октября, когда по древним кельтским преданиям, власть переходит к повелителю тьмы Самайну. Это мистическое время, когда миры мёртвых и живых соприкасаются, когда силы тьмы властвуют над миром. И подобные дни действительно есть во многих языческих культах. В их основе - верования людей, живших с опорой на земледельческий календарь, на цикличность природных явлений. Окончание земледельческого года, наступление холодов и сокращение светового дня есть своеобразные символы умирания природы и всего живого, что и нашло отражение в культах древних народов от Скандинавии до Индии.
Теперь же давайте рассмотрим отличие Хэллоуина и Колядок.
Для этого надо вкратце сказать, как представляли мир наши предки - славяне. Они издревле замечали смену времён года и смену фаз солнца. Отправные календарные даты - зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. Поэтому солнечное божество древние представляли в четырёх ипостасях - на каждое время года. Весна - Хорс/Коляда, лето - Ярило, осень - Даждьбог/Купайла, зима - Сварог/Световит. Верховным богом был бог Род. Олицетворением зла и несчастий был Чернобог (Карачун), ужасное божество, которому приписывались все народные бедствия. Обитал он в аду, и только волхвы могли укротить его гнев. Чернобог вечно сражался с Белобогом, дающим добро и счастье, олицетворяя смену дня и ночи, тьмы и света, добра и зла.
По народным поверьям Чернобог - Карачун ( смерть, погибель, злой дух) берёт власть в самую долгую и самую холодную ночь в году - с 21 на 22 декабря, укорачивая светлое время суток и погружая мир во тьму. Считалось, что души предков могли в эту ночь прийти и спросить с живых , как они жили и как исполняли свой долг перед Родом и Богами. Эта ночь и завершала годовой цикл. На утро же появлялось новорожденное солнце- бог Коляда, прекрасный младенец, превращённый по поверьям в волчонка. Чтобы его освободить, надо снять с него волчью шкуру и сжечь . Так и появился ритуал обряжаться в шкуры и возжигать новогодние костры.
По обряду сначала в жертву солнцу приносили козла, затем Коляду надо было выкликать и зазывать, чтобы он появился на свет и даровал тепло и жизнь. Перед праздником волхвы пели волком (вещим воем), прогоняя злых духов. Днём готовили ритуальную еду - выпеченные фигурки скота, круглые хлеба с солнечной символикой, ночью жгли большие праздничные костры. Вокруг деревни против движения солнца гоняли горящий толстый обрубок бревна. Если удавалось прокатить его вокруг деревни и вернуть горящим обратно в костёр - деревню ждал благоприятный год. Под утро из праздничного костра уносили уголья , которыми разжигали свои печи. Праздник продолжался три дня, с 22 по 25 декабря, когда день прибавлялся "на воробьиный скок".
По дворам ходили ряженые, в основном юноши и девушки, пели песни, прославляющие Коляду, дающего всем блага. Ряженые выступали в роли духов предков, которые пришли проведать своё потомство, желали им в песнях благополучия и процветания. Колядовщики рядились в страшные маски, среди которых непременно была маска козы, кожух, который одевал один из юношей. Славяне верили, что коза приносит в дом достаток, хороший урожай и отпугивает злых духов. Взамен добрым пожеланиям колядовщики получали награду в виде пирогов, ватрушек, прочей снеди, пива, денег. Поскольку к почитанию предков относились серьёзно, то и колядующих одаривали щедро. Иначе можно было схлопотать вот такое пожелание:
" У скупого мужика родись рожь хороша
Колоском пуста, соломкой густа"
Можно много чего ещё рассказывать о Коляде, о параллелях с другими ритуальными мистериями, но сказанного достаточно для того, чтобы сделать вывод. В отличие от Хэллоуина, где возжигались ритуальные огни, посвящённые Самхэйну, богу тьмы и смерти, праздник Коляды и в языческие времена был посвящён богу солнца, свету, приносящему жизнь. Он торжествовал победу света над тьмой, жизни над смертью. Наверное, поэтому он довольно гармонично вписался в христианский календарь, опять-таки в отличие от Хэллоуина. Ведь что весь православный мир празднует вместе с колядовщиками, Святочной неделей , гаданиями и гульбой? Рождество Христово. Оно - главный праздник, а не разгул нечисти накануне. Что называется, почувствуйте разницу.
Так ли торжественно после Хэллоуина празднуют Всех Святых, коих немало дала католическая церковь? Да и празднуют ли вообще? А в свете последних
заявлений сатанистов, претендующих на равноправное распространение своих материалов наряду с христианскими конфессиями, это далеко не праздный вопрос.
Нашей церкви удалось то, что не смогли сделать католики с Хэллоуином - интегрировать в себя языческий обряд. И ходят теперь колядовщики не с горящим кругом, символизирующим новорождённое солнце, а с Вифлеемской звездой и вертепом, разыгрывая представление о пришествии в мир младенца Христа. Бессмертная повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" прекрасно показала, где место беса, нечисти вообще, хоть она и изворотлива, и сильна. Перед Богом она - ничто, ноль.
Мы имеем за плечами мощную духовную традицию противления злу, духовной брани. Её явила церковь, в виде сонма мучеников за веру и народ - в виде жертвенного подвига борьбы с фашизмом. Негоже нам разменивать свою веру и традиции на откровенно чуждое смысловое действо, коим по смыслу является для нас Хеллоуин. Это - признак духовной слепоты и недопустимо в детских учреждениях. Ведь что посеешь- то и пожнёшь. Не надо добавлять тьму в детские души в наше и без того непростое время.
Вера Диковицкая, РВС.
Источник Первую часть статьи можно прочитать
здесь.