Предлагаю вашему вниманию мой конспект речи Б.Б.Скочилова на встрече в честь книги "Маскароны Петербурга". К сожалению, я была не с самого начала, но надеюсь что меня дополнит кто-нибудь, кто был. Компенсирую фотографиями упоминавшихся маскаронов.
Петербург - уникальный город по количеству маскаронов на зданиях. Топографический указатель, составленный Б.Б.Скочиловым, по состоянию на 1997 год, насчитывает 19 тыс. маскаронов.
Маскароны придают зданию эффектность, определяют категорию здания, указывают на его стилистические особенности. Женские маски придают улице умиротворенность, уют, ощущение домашнего очага. Львы - парадно-торжественную приподнятость. Маскароны формируют облик Петербурга - столицы.
(на фото - здание Сената и Синода со львиными масками. Арх. К.И. Росси, 1829-1834гг.)
1-е издание книги "Маскароны Петербурга" вышло в 2000 г. - к 300-летию города. Сейчас - второе издание. Маскаронами никто раньше не занимался, специалисты не видели в маскаронах предмет для серьезного исследования. Но упоминания о них все же были. В 1913 г. В.Я. Курбатов в
Обзоре художественного богатства столицы указывает и на маски. В газете "Петербургские ведомости" были опубликованы очерки Матвеева о маскаронах, в т.ч. "Уголок горгоны Медузы", но в книгу эта работа не переросла.
Маскароны упоминаются и в художественной литературе. В романе В.Набокова "Дар" есть такие строки: "По улице мы шли скоро и молча, он чуть впереди меня. Я смотрел на маски домов, на горбы сугробов". Главный герой (автор) ищет у каменных ликов ответа, а они молчат, как и его спутник, с которым они идут чтобы узнать о судьбе его отца. Маски замечены в период душевного смятения, и может быть именно благодаря ему. В этом отрывке - психологический гений Набокова,столь краткой деталью выразившего душевное состояние своего героя.
Маскарон существует на здании. Отделенный от стены, он не значит ничего. Без стены, без архитектуры, без того, на чем он находится, что он говорит о здании, он не имеет значения. В книге есть глава "Маскароны четырех архитектурных сооружений", где рассматривается как раз взаимосвязь назначения здания и его принадлежности и его маскаронов.
Адмиралтейство. Здание посвящено морю, принадлежит морскому ведомству. Нижний ярус масок - Тритон и Нереида, верхний - Посейдон и Амфитрита. Эти маски занимают соответственные статусу изображенных персонажей ярусы, мужская маска над мужскими, женские над женскими, парадные верхние и нижние более близкие повседневному состоянию человека. Также на фасадах Адмиралтейства есть изображения речного бога Ахелоя, играющего здесь роль "апотропея", и маски горгон Медуз. Всего масок 274, Они расположены вдоль всего фасада, наиболее близки зрителю, создают торжественный настрой и рассказывают о предназначении здания.
Здание Сената и Синода немыслимо без львиных масок - без них оно потеряет свою торжественность и ощущение своего высокого статуса.
Книга "Маскароны Петербурга" не имеет научной значимости, но носит черты исследовательской работы - сбор материала и его обработку. В книге выдвинут ряд гипотез: как возникли маскароны, как они появились в европейском искусстве, почему в искусстве древнего мира не было маскаронов изображающих богов. В книге идет речь о роли маскаронов в художественном оформлении конкретных зданий Петербурга, об их роли для Петербурга как для столицы. Рассматриваются социально-эстетические вопросы оформления зданий; маскароны как скульптурный элемент декора фасада. От частного к общему. Маскарон - призма через которую видны здания.
Маскароны можно разделить на несколько групп: львы, букрании, театральные маски, экзотические, стилизованные и т.д. Особая группа - изображения персонажей греческой мифологии. Их среди петербургских маскаронов насчитывается 24.
В книге подчеркивается роль Ч.Камерона - автора первых в России маскаронов с изображениями персонажей греческой мифологии. До него в русской архитектуре их не было. Значимое и загадочное сооружение - Пандус - был сооружен Ч. Камероном в Царском селе как архитектурный памятник Екатерине II. Утилитарное, в общем, сооружение, сделанное для того чтобы императрица с больными ногами могла подниматься в своим покои, стало изображением загадочного маскарада. Оно возвеличивает императрицу, ставя ее в один рад с олимпийскими богами. Маски расположены парами по теневой и солнечной стороне Пандуса. Маска Геры с короной на голове с солнечной стороны (имелась в виду сама императрица) соответствует маске Пана (предполагается что это граф Зубов). Это именно маски, а не изображения греческих богов. Роли раздавала сама императрица, и теперь остается лишь гадать, почему пары получились такими странными, и кто имелся в виду под той или иной маской. Верх Пандуса украшали статуи муз, которые потом по указанию Павла I были перевезены в Павловск, что лишило Пандус своего смысла. А раньше, Екатерина, подимаясь в свои покои, беседовала с ними; с этими музами просвещенная императрица была на "ты". Вместо статуй при Николае I на Пандусе по проекту архитектора Стасова были установлены треножники-цветники - композиции из щитов на трех скрещенных копьях. В таких щитах римляне после боя зажигали масляные факелы в память о погибших. Так Пандус стал подобием кладбища этих богов. Идет речь о реконструкции Пандуса в первоначальном виде, однако практически это вряд ли будет возможно...
На карте Петербурга автором отмечены дома с маскаронами. Их 1128, на 268 улицах, а маскаронов 19 тысяч. И их, к сожалению, становится меньше. Время и человеческий вандализм постепенно уничтожают их. Маски разрушают, львам на стрелке Васильевского острова выламывают кольца из пасти. Они уязвимы, а без них наш город теряет часть своей индивидуальности. Надо их беречь и ценить.