Постараюсь закончить )
Дягилев почти всегда добивается своего. Когда он решил привлечь к работе над спектаклем Анри Матисса, то предложил ему перепоставить балет по сказке Андерсона про соловья. Дело в том, что у Матисса по всему дому были певчие птицы: он очень любил канареек и особенно соловьев. Конечно, он не смог отказать))
Балет Треуголка Дягилев делал вместе с Пабло Пикассо - с ним было проще наладить связи, поскольку у него была русская жена - балерина Ольга Хохлова.
Когда у труппы были сложности с финансами, Дягилев разрезал задник к Треуголке , который расписал Пикассо, и продал по частям, труппа жила на это год.
«Когда Александр Бенуа приехал в Париж в 1923 году, после семилетнего перерыва, его неприятно поразили воцарившиеся в «Русском балете» «клоунские гримасы» и «эпатаж во что бы то ни стало»44. Участие иностранных художников, композиторов и поэтов, новые формы в хореографии Мясина и Нижинской сильно изменили первоначальный облик антрепризы.
Но по существу, то, что так огорчало Бенуа, могло бы быть предметом его гордости. Выпестованное им детище обнаружило мощный потенциал саморазвития, ибо такова была генетическая программа, заложенная в него основателями. Речь идет, конечно, об открытости «Русского балета» любым, в том числе и совершенно новым, стилям, что позволило Дягилеву без опаски приглашать «инородцев» из парижского и римского авангарда, ничего не ведавших о ностальгическом эстетизме «Мира искусства».
«Жанр «стилистических картин» (выражение Фокина) немыслим без активного участия художников. Спектакли, оформленные А. Бенуа, Л. Бакстом, А. Головиным, Н. Гончаровой, отличались такой пластической насыщенностью, такой слитностью хореографии с декорациями и костюмами, что в них нетрудно увидеть предвестье визуального театра, к которому стремились художники западноевропейского авангарда».
Очень интересный проект был балета Литургия со статичными костюмами. Там не должно было быть музыки, только хлопки и звуки шагов, не должно было двигаться ничего , кроме рук. Очень новаторский балет. Но его нигде не разрешили поставить
Для Дягилева было очень важно триединство составляющих балета: музыка, костюмы, танец
к концу его деятельности смещается вектор к главенству хореографии, костюмы становятся очень простыми, почти монохромными
(использовала многие статьи, в том числе
http://www.picasso-pablo.ru/library/picasso-ot-parada-do-gerniki2.html?ysclid=ldkg0ks5tk60426089)