Я честно признаюсь: я не люблю балет. В Дягилеве мне интересен феномен его таланта импресарио. Как у него получалось добиваться ошеломляющего успеха в таком сложном, конкурентном и чуждом для него мире, как Парижский? Как удавалось так влиять на моду, культуру того времени? И как удавалось оставаться в авангарде самых новых художественных тенденций ? Идти немного впереди всех, быть тем, за кем повторяют, кого копируют. Кем несомненно восхищаются. При этом - что вообще делал Дягилев?
Рассказывают такую байку: король Испании Альфонсо XIII , страстный балетоман, часто присутствовавший на репетициях Дягилевской труппы, сам пытавшийся танцевать, однажды спросил у великого импресарио, чем он вообще занимается? Он не готовит костюмы и декорации , не ставит танцы, не пишет музыку.
Дягилев ответил: «Я как вы , Ваше Величество. Ничего не делаю, но при этом незаменим».
Конечно, он лукавил) Он работал очень много и именно он был основным центром всего, что происходило на русских сезонах (танцовщики признавались, что они танцуют только для него). Как писал биограф Сергея Дягилева, балетовед Арнольд Хаскелл, танцовщики неизменно повторяли: «Мы всегда танцевали для него». Дягилев действительно всегда присутствовал на всех спектаклях «Русских балетов», и именно его взгляд, его реакция и были залогом их качества. В этом пристальном, придирчивом, ничего не прощающем и вместе с тем «отеческом» взгляде и заключалась главная творческая роль Дягилева».
Кстати приглашение на репетиции он тоже сделал инструментом продвижения своих балетов. Он приглашал богатых, знатных любителей балета, как сегодня бы их назвали - инфлюэнсеров. И достигал этим сразу нескольких целей. Во-первых, расходились столь желанные слухи, поднимался ажиотаж перед премьерой нового балета . Во-вторых, он мог увидеть реакцию нужной ему публики на тщательно запланированные провокации. К примеру, на балет «Весна священная». Ведь для Дягилева, который прекрасно понимал, что успех его компании зависит от способности снабжать жаждущую развлечений парижскую публику все новыми и новыми впечатлениями, не было ничего более желанного, чем громкий скандал. (я кстати так и не поняла, чего там такого было скандального на этой «Весне»). Но шуму было много, почти драка даже случилась: друг на друга пошли - кто со стульями, кто с зонтиками наперевес - сторонники модернистского и традиционного искусства.
При этом , несмотря на то, что рассказывал Бенуа (что Дягилев недоучка, что он не знает музыку), как раз музыку-то Дягилев знал великолепно. Он много работал над музыкальной составляющей, да и хореографическая была под его строгим контролем.
Но Бенуа тоже можно понять. Маститый художник, он рассчитывал, что будет руководить художественной составляющей дягилевских проектов. Но себе на беду привёл к Сергею Павловичу молодую художницу Наталью Гончарову. А с ней прицепом пришёл ее муж - молодой амбициозный Михаил Ларионов. И все. Это был конец работы Бенуа у Дягилева.
А какие костюмы рисовала Гончарова!! Невероятной красоты
Для Дягилева же его старый товарищ Бенуа перестал быть интересен как соавтор: он не предлагал новых идей, предпочитая обходиться старыми. Дело скорее в прирожденном консерватизме: Бенуа рано сформировался эстетически и был почти лишен внутреннего стремления к новому. Такой автор мог продержаться в дягилевской труппе лишь пару сезонов.
Дягилев постоянно менял - композиторов, хореографов, художников, пробовал, экспериментировал. Нередко художнику приходилось переделывать уже созданные костюмы. Например, та же Гончарова трижды переделывала костюмы, даже вот такую красоту запороли ей
Но этого требовала необходимость быть на самом острие - моды, актуальности, вовлечённости в современные тенденции. При этом часто использовались древние традиции - к примеру для Половецких плясок были изготовлены сапожки ичиги, традиционная татарская обувь,
всех половцев снабдили такими расписными сапожками (и потом весь модный Париж их обул, есть фото, где Айседора Дункан в таких сапогах)
Дягилев вообще был движущей силой всех инициатив - человек неуемной энергии и выдающихся организационных талантов. Среди самых громких его проектов - историческая выставка русского портрета, на которой он практически открывает публике отечественное искусство XVIII - первой половины XIX века. Дягилев сам собирал на эту выставку работы, объезжая усадьбы и буквально обольщая владельцев. В 1907 году он проводит в парижской Гранд-опера серию концертов русской музыки, и отсюда начинается история последующей более чем двадцатилетней антрепризы - знаменитых Русских сезонов.
так, придётся мне ещё Дягилев-3 сделать : не помещается все в два поста))