Экскурсия по Рогожскому старообрядческому комплексу

Aug 30, 2021 18:20

Сходила вчера днем - очень интересно было! Столько нового узнала благодаря Ирине Стрельниковой и директору духовного старообрядческого училища.

Сейчас попробую записать то, что запомнила. А потом размещу и фотографии.
Итак Рогожский комплекс.
Это сегодня там центр старообрядчества поповского согласия, духовное училище, резиденция митрополита Корнилия (беспоповцы базируются на Преображенке). А раньше это была глухомань, окраина города. Может, поэтому там селились приверженцы старой веры ещё с 17 века. Во время эпидемии чумы 1771 года были закрыты все кладбища в черте города, а умерших хоронили в братских могилах за заставами. Вот и недалеко от Рогожской заставы было создано такое кладбище, где хоронили старообрядцев-поповцев. После эпидемии Екатерина II, в благодарность старообрядцам-купцам, много сделавшим для борьбы с чумой, разрешила построить сначала деревянную часовню у кладбища. Со временем часовню сменил каменный Покровский собор и Рождественская церковь. А неподалеку вырос старообрядческий Рогожский поселок: в начале 1790-х в Рогожской общине насчитывалось 20 тысяч прихожан, в 1822 г. ― 35 тысяч, в 1825 г. ― 68 тысяч.
Когда староверам разрешили строить каменный храм (ну как разрешили, скорее, не запретили), они начали строительство с размахом: (кстати, архитектором его выступил не Казаков, как указано на стене собора, а Виноградов (если я правильно запомнила фамилию), Казакова попросили вступиться, как любимого архитектора царицы Екатерины, когда дело запахло керосином).
Покровский собор получался огромный, больше Успенского собора в Кремле. Когда московский генерал-губернатор узнал об этом, он пришел в ужас и приказал быстренько скорректировать проект уже строящейся церкви: вместо пяти глав на церкви оставили лишь одну, алтарную апсиду пришлось разобрать.


Чуть позже были выстроен храм Рождества Христова (зимний) в 1804 году по проекту архитектора И. Д. Жукова «с разрешения Московского градоначальника А. А. Беклешева», который находился в ссоре с Митрополитом Платоном - ярым противником старообрядчества. И видимо хотел таким образом митрополиту насолить.


При Екатерине Второй старообрядцев особо не трогали, смотрели на их деятельность сквозь пальцы. При Александре Первом тоже было все для них неплохо. И постепенно старообрядцы образовали в 19 веке целый предпринимательский пул с очень интересной структурой и организацией. Судите сами: банков в стране не было, свободных рабочих рук - тоже не найти. Как без этого организовывать успешное дело? Никак. А у старообрядцев было и то, и другое. Поэтому все предпринимательские мозги и таланты стекались на Рогожку и Преображенку. Староверы принимали их в свою среду (через покаяние и перекрещивание), давали кредиты беспроцентно (а часто и безвозвратно), находили рабочих. Так начинались очень многие предприятия того времени.
Но что интересно - чаще всего бизнес принадлежал владельцу лишь номинально! Владелец дела был на самом деле менеджером, а по факту фабрика или завод принадлежал старообрядческой общине. Рабочие тоже имели долю (фактически, по совести, так сказать). Иногда даже бывали такие случаи, когда рабочие обращались в совет староверческий с жалобой на управление, тогда "владельца" фабрики сменяли.
«Быстро развились в их руках капиталы, - говорит о них П.И. Мельников-Печерский, - что следует отнести к отличающей их домовитости и бережливости, а в особенности к внутренней связи, скрепляющей их общества, в которых взаимное вспомоществование составляет едва ли не важнейшую основу. Достоверно известно, что к концу XVIII и в начале XIX столетия значительная часть русских капиталов оказалась у старообрядцев, принадлежавших к городским сословиям». Благодаря промышленно-торговой деятельности именно старообрядцев, Россия стала богатеть. Фабрики, заводы, рыбные промыслы, хлебные операции и всякие другие промышленные и торговые предприятия находились преимущественно в руках старообрядческих купцов. Особенно богат ими был Московский фабрично-заводской район, а также Иваново-Вознесенский. «В руки богатевших с каждым днем старообрядцев стали переходить и недвижимые имения боярских внуков и правнуков. Боярские палаты обращались в жилища купцов-старообрядцев или превращались в их промышленные и торговые заведения. Самые подмосковные села старорусских бояр и вельмож XVIII столетия стали переходить в руки старообрядцев».
Интересно, что у старообрядцев все решалось коллегиально - демократия, можно сказать. А вот устройство фабрик больше похоже на социалистическое.
Соответственно рабочие старообрядцев жили очень хорошо, а их менеджеры жили не намного богаче рабочих. Все доходы от предприятий доставались староверческой общине и тратились на благотворительность и на прочие нужды.
После победы над Наполеоном Россия вошла в большую моду в Европе. В тот момент она действительно считалась первой державой и иностранцам было интересно все: устройство, быт, язык, экономика. Приехали многие путешественники, оставили множество разнообразных записок и описаний своих впечатлений. И в том числе описали многочисленную и богатую и деловую общность старообрядцев. Это очень не понравилось Николаю Первому. Чуть ли не склонность к революции увидели в деятельности староверов (которые несомненно всегда были в оппозиции к существующей власти, церкви, но к революции уж точно не были склонны никогда). И решили со староверами бороться. Но бороться решили не только кнутом, но и пряником. Старообрядцев стали соблазнять переходить в единоверческие общины. Никольский храм на Рогожском перестроили, ярко и красиво отдекорировали, написали туда копию с иконы Николая Мирликийского и стали всячески туда заманивать староверов.

Им говорили: мы вам пришлем священников для совершения таинств, они будут служить по вашему, только встройтесь в систему официальной церкви! А для староверов было принципиально, что раньше к ним беглые попы приходили и проходили процедуру покаяния и отказа от прежнего служения никонианской церкви. А тут получается - никакого покаяния и отказа не будет? Называли единоверческих священников ряжеными и отказывались ходить к ним на службы.






Из 30 тысяч в новую общину переписались 1500 (но храм посещали человек 20-30, то есть переход был номинальным большей частью).
Тогда власть придумала новые прещения. Прежде всего в 1827 году старообрядцам было запрещено принимать священников, переходящих от официальной церкви. И самих священников начали серьезно за переход наказывать.
Тогда староверы собрались на тайный совет и придумали пойти по свету искать правильного митрополита, который сможет совершать хиротонию над новыми епископами и священниками. и нашли бывшего Босно-Сараевского митрополита Константинопольского патриархата Амвросия, уговорили его, убедили в правильности их веры. Амвросий перешел в 1846 году в старообрядчество и основал Белокриницкую иерархию. Сообщество староверов, компактно проживавших в Румынии (в составе Австрийской империи), в местечке Белая Криница, мгновенно превратилось в «Древлеправославную Церковь Христову», претендующую на полноту Православия. Вот его портрет


вот что пишут в вики: "По данным автора «Истории Белокриницкой иерархии» профессора Николая Субботина, в целом разделявшего общее для Синодального периода негативное отношение к старообрядцам:
Митрополит Амвросий явился исключением из боснийских владык-фанариотов. Человек от природы добрый, он не мог равнодушно смотреть на бедственное положение народа - стал на его сторону и по возможности старался облегчить его нужды. Это было таким необыкновенным явлением, так противоречило издавна сложившемуся народному понятию о греческих архиереях, что народ даже не признавал Амвросия за грека: утвердился слух, что он природный славянин, и именно болгарин. Вот замечательные слова об Амвросии, занесенные в одну боснийскую летопись: «Этот владыка был святой человек, он много заботился о бедных. Он был родом болгарин, вовсе не был сребролюбив и радел только о том, чтобы народу было покойно, чтобы народ не терпел неправды».
В декабре 1847 года российский император Николай I потребовал от правительства Австрии прекратить деятельность митрополита Амвросия и закрыть Белокриницкий монастырь. Амвросий отправился в ссылку, встречался с представителями староверов тайно. Так, вместо врага идейного император получил врага организованного, которого не смог сломить внутренними репрессиями и дипломатическим давлением на Австрию.
И тогда нанес еще один удар: от всех купцов и фабрикантов потребовалось представить удостоверение, что они принадлежат к православной церкви. В противном случае у них отбирались гильдейские права, с которыми связаны и права по воинской повинности: сыновья их немедленно должны быть взяты в солдаты (тогда служба была 25 лет). Мельников-Печерский дает такую общую картину положения старообрядцев в николаевское время: «Многие сотни молитвенных зданий были уничтожены; десятки тысяч икон, сего древнего достояния прадедов, были отобраны; огромную библиотеку можно было составить из богослужебных и других книг, взятых в часовнях и домах старообрядцев…».
С 1846 году вышел ряд законов, по которым староверам было запрещено вступать в купеческие гильдии, приобретать землю и недвижимость. Был объявлен незаконным брак староверов, посему дети староверов лишались наследства и фамилии . Уже заключённые браки староверов расторгались (хотя признавались браки всех прочих российских конфессий, в.т.ч. и с православными.Были разгромлены все общежительства и монастыри Иргиза, Выга, Ветки; активизировалось уголовное преследование «беглых попов» и «расколоучителей».
Очень меня заинтересовало начетничество. Вот что прочитала: "Начётничество - самообразование, выстраиваемое по собственной, неакадемической, индивидуальной системе с целью апологетики своего вероучения. В силу отсутствия старообрядческих учебных заведений, самообразованию не только отводилась первенствующая роль - более того, самообразование стало считаться нормой в староверческой среде. Иван Аксаков отмечал: «Всякий начитанный раскольник загоняет в споре любого сельского священника». Костомаров даже называл «раскол» «образовательным элементом для простолюдина».
Ещё ярче свидетельство провинциального расколоведа А. Чистякова:
«Когда является необходимость вступить в прения о вере, православный имеет мало шансов одержать победу. В среде православных, в особенности из сельских жителей, немало можно найти таких, которые смешивают Бога и его угодников, икону отождествляют с изображением на ней; большинство не читает и не знает Священного Писания, положительно не знакомо с писаниями отеческими и вообще стоит на довольно низкой ступени религиозного образования… Раскольник, напротив, всегда хороший начетчик: он всегда грамотный, Библия - его настольная книга; он хорошо знаком с церковными богослужебными книгами и писаниями Св. Отцев, по крайней мере той частью из них, которая издана до патриарха Никона. Со стороны религиозного образования раскольник всегда стоит выше православного».

7 июля 1856 года по приказу митрополита Филарета алтари церквей на Рогожском кладбище были опечатаны. Староверы теперь не могли служить литургию в своих храмах (правда, делали это тайно - при помощи переносных походных алтарей).
Распечатаны алтари были только в апреле 1905 года, когда был принят указ о свободе вероисповедания, и в храмах вновь возобновилась литургия - этот день до сих пор отмечается старообрядцами как праздник. В честь распечатания алтарей была построена колокольня во имя Воскресения Христова: высота около 80 метров, что лишь на метр ниже колокольни Ивана Великого в Кремле.




(Вот опять "перекличка" с кремлевскими храмами, что имеет сакральное значение. Кремлевские соборы осквернены неправильной верой, и старообрядцы выстраивали свой "Кремль" на Рогожском: с правильными службами, священниками, прихожанами).
Колокольня очень красивая: белоснежная, с узорочьем в стиле древнерусского.

Сходили мы и на Рогожское кладбище,


посмотрели на погребения старообрядческих епископов и священников, не прошли мимо погребений Морозовых. Удивительный, конечно, был человек Савва Тимофеевич: потом директор духовного училища говорил нам, что Савва Морозов отошел от веры и мировоззрения своих предков, даже любовницу себе завел, что вообще для старовера неприемлемо. Всегда жил странно и умер так же странно. Есть версия, что он покончил с собой. Однако его похоронили на кладбище со своими, в освященной земле, значит староверы были уверены, что суицида не было (самоубийцу ни за что бы не похоронили на кладбище). В общем, много загадок, связанных с Саввой Морозовым.


Интересную версию высказала наш гид: почему так много занимались благотворительностью староверы, так много денег тратили на больницы, богадельни, храмы. Несомненно, связано это и с идеологией, и с представлением о необходимости этого для спасения души. Но была и еще одна причина. Когда запретили оставлять свое имущество общинам, все предприятия закрепились за номинальными владельцами и их потомками. И сыновьям, а уж тем более внукам очень понравилось жить на большие доходы от фабрик и мануфактур. А вот членам староверческой общины это совсем не понравилось! Более того, начали высказывать возмущение. И сами купцы тоже чувствовали себя некомфортно. Поэтому и отдавали такие большие капиталы на строительство больниц, богаделен, приютов...
Потом мы пошли в Христорождественский храм, там выставка, нас по ней поводил директор духовного училища (МДСУ) Анатолий Иванович Шатохин.


Основными экспонатами выставки являются старинные иконы, различные богослужебные предметы, лестовки, очень красивые рукописные книги.






По словам Анатолия Ивановича, когда Наполеон входил в Москву, старообрядцы решили в чумной могиле спрятать свою утварь. Одна из икон (святителя Николы) была очень больших размеров. Закопать её не удалось. Однако, хотя Никола Чудотворец и был в дорогом серебряном окладе, французы чудесным образом его не заметили. Вот такое маленькое чудо.
еще рассказывал нам про историю раскола, про то, как убивали многих староверов просто за верность своей вере, нежелание предавать ее ( Тот же протопоп Аввакум был сожжен, потом епископ Павел Коломенский, боярыня Морозова голодом уморена, 500 монахов Соловецкого монастыря замерзли - все они почитаются староверами, как мученики за веру.
Рассказывал про современного митрополита Корнилия: очень простой, скромный человек, великий постник. Меня заинтересовали его встречи с сибирской отшельницей: каждый год митрополит летает в Сибирь к Агафье Лыковой. Считают ее староверы одной из молитвенниц, молитвами которой держится Русь. Он ей привозит варежки, носки, ботинки теплые. А она ему в ответ дарит лестовки и орешки кедровые (все хранится в музее). Уникальная бабушка, конечно.
Приглашал нас на ярмарку в день жен-Мироносиц. Я бы съездила. Интересно)

До 1917 года численность старообрядцев оценивалась в 10-20 млн человек. Сегодня в России насчитывают около 1 млн староверов. Епархии РПСЦ находятся в России, Украине, Молдавии, Казахстане и Уганде. Сейчас у церкви примерно 200 приходов в России, 50 - на Украине, около 30 в Молдавии.

При написании я использовала материалы экскурсии Ирины Стрельниковой, а также материалы из Интернета, например, статью Товбина "УВРАЧЕВАНИЕ РАСКОЛА» ПРИ НИКОЛАЕ I И ЕГО ПАРАДОКСАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ"
https://human.snauka.ru/2013/09/3825
http://rpsc.ru/church/rogozskoe/
https://d-popovskiy.livejournal.com/106755.html

интересно, Москва, христианство, Россия, экскурсии, церковь, вера, история, люди

Previous post Next post
Up