Оригинал взят у
konin_ss в
Тема туризма на радио-марафоне Комсомолки Вчера довелось мне отвечать на вопросы Комсомолькой правды на радио-марафоне «Покупай Владимирское! Покупай Российское!». Речь шла о туризме. Не о заграничном, а нашем, региональном, который называют «внутренним и въездным».
1. Общественная палата области взяла на особый контроль судьбу усадьбы Храповицкого. Почему такое внимание уделяется одной усадьбе, пусть и уникальной? В области есть ряд объектов архитектуры, которые заслуживают не меньшего внимания.
- Во Владимирской области учитывается 54 исторические усадьбы, большая часть которых расположены в сельской местности. Самые известные из них - усадьба героя Бородинской битвы П.И. Багратиона, усадьба Ундол великого полководца А.В. Суворова, усадьба Воронцовых-Дашковых в Андреевском, музей-усадьба основоположника воздухоплавания Н.Егоровича Жуковского в Ореховом. Но усадьба графа Храповицкого находится в очень плачевном состоянии и, если не принять меры, она просто превратится в руины. Восстанавливать будет нечего.
2. Какие законодательные инициативы необходимы, что бы заинтересовать частного инвестора вкладывать деньги в реконструкцию подобных объектов?
- Нам нужен региональный закон о коммерческой концессии, который бы позволил частному инвестору на условиях открытых торгов взять на себя ответственность за исторический объект.
Кроме этого мы ждем еще один документ - Соглашение между Владимирской областью и Ростуризмом.
Он откроет путь в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ» на 2011-2018 годы.
3. Вы много бываете за границей. Как в других странах выстроены отношения между бизнесом и государством в вопросах охраны памятников?
- Как правило, основную ответственность за сохранение памятников во всех странах несет государство. Но в странах, где туризм рассматривается как стратегическая отрасль, для бизнеса, работающего в этой сфере, создаются максимальные привилегии.
Во-первых, реализация турпродукта - это экспорт, то есть страна зарабатывает валюту. Во-вторых, туризм имеет невероятно высокий мультипликативный эффект: 1 рабочее место в индустрии гостеприимства дает работу 12 работникам в смежных отраслях. Туристов надо кормить, одевать, обеспечивать услугами, перевозить, развлекать, обеспечивать комфортными условиями для проживания. Территории, где туризм признан приоритетом для развития, выделяются особым шиком, порядком и дружественной средой. Местное население от этого получает немало дополнительных преференций - от создания новых рабочих мест, до развития инфраструктуры.
4. На недавней конференции, посвященной развитию культуры и туризма в ЦФО, в которой вы приняли участие широко обсуждался вопрос развития туризма в малых городах. В чем вам видится перспектива такого развития? Существуют ли готовые сценарии?
- Каждый город интересен по-своему. Практически все малые города России имеют интересную историю, памятники, легенды. Во многих местах еще работают сильные краеведы. Главное - относится к памятникам истории и архитектуры не как к проблеме, а как к туристским ресурсам. Люди имеют огромное желание знакомиться с уникальной историей каждого уголка России.
У нас живет гостеприимный народ, который с легкостью бросает свои дела ради гостей. Профессиональное же гостеприимство осуществляется за деньги и этому надо учиться. Потому что за настоящие деньги туристам должны предлагаться настоящие сервисы.
5. В своем жж вы высказали мысль, что чиновники на местах мешают развитию туризма. Какие палки они вставляют в колеса? Как с эти бороться?
Из курьезов. В Законе РФ «О местном самоуправлении» - Права органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений. Вот здесь и затерялся пункт 8) Создание условий для развития туризма. Заметьте, не в обязанностях, а в правах.
А если серьезно - у муниципальных органов власти очень много обязанностей, но нет четко выраженной цели развития. За развитие, т.е. за наше будущее, они не отвечают. Хотя цели тысячелетия, определяемые ООН звучат так: устойчивое экологичное развитие территорий и борьба с бедностью. Все просто.
Что касается местных властей - сложилась практика, при которой они стараются «отжать» от любого бизнеса, и туризм не исключение. Ничего не меняется. Пилят сук, на котором сидят. Забивают куриц, несущих золотые яйца. Живут одним днем. Народная мудрость.
6. Еще одна сторона вопроса - развитие инфраструктуры. Недавно было объявлено о создании Корпорации развития области, чьей задачей будет создание необходимых площадок для инвесторов. Уставной капитал - 500 миллионов рублей. Как вы считает, нужен ли подобный подход в развитии туризма?
- Сама по себе идея создать орган, отвечающий за развитие - это ответ на запрос времени. Этот орган нужен и всем предпринимателям, работающим в промышленности, сельском хозяйстве, туризме. Главное, чтобы его возглавили сами предприниматели, а не чиновники. Потому что рабочее время чиновника ползет медленно, а предпринимателям ждать некогда: конкуренты не спят.
7. Фактически получается, что Экопарк Суздаль занимается как раз, в том числе и подготовкой тех самых площадок. На каком этапе вы находитесь сейчас? Когда начнется реальное строительство?
- Когда В.В.Путин утвердил ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ», а это было 2 августа 2011 года, мы уже были готовы к созданию проекта Экопарк «Суздаль». Просто удивительно, что государство разработало такую замечательную программу и поставило амбициозные цели удвоения туристских потоков. Это открыло огромные возможности для инициативных людей.
При создании проекта мы изучили не только Российский опыт, но и зарубежный. Проект полностью гармонизирован с ФЦП, стандартами ВТО и рекомендациями ЮНЕСКО.
Все это делается для того, чтобы туристы получали привычный для них, высокий уровень сервиса.
Массовое освоение территории Экопарка начнется в весной 2014 года, но первые объекты мы начнем возводить уже в августе текущего года.
В центре Красногвардейского появится небольшая гостиница на 20 номеров, чтобы не только принимать туристов, но и временно размещать прибывающих резидентов Экопарка «Суздаль».
8. Какие еще интересные проекты появились в Экопарке?
- Особенность проекта «Экопарк «Суздаль» в том, что это по-настоящему кластерный проект. Например, при строительстве первого отеля инвесторы получат возможность приобретать в собственность часть номерного фонда. По принципу отелей-кондоминиумов будут строится все парк-отели. Поэтому даже частные инвесторы, обладающие скромными возможностями, смогут стать владельцами домика для экотуристов.
Кстати, на сегодняшнее утро у нас уже 910 заявок.
Важно то, что завершилась работа по подготовке проектной документации для внесения изменений и дополнений в Генплан Суздальского района. Теперь шаг за местной администрацией.
9. Вопрос-прогноз. Если Экопарк оправдает себя с экономической точки зрения, можно ли ожидать появления на территории области Экопарков - Муром, Гороховец, Вязники, Юрьев-Польский?
- У нас уже есть заявки на создание «зеркальных» экопарков из различных регионов страны. То есть этот социальный и бизнес-формат востребован. Будем помогать людям создавать новую среду обитания, где человек сможет жить в гармонии с Природой.
10. И возвращаясь к усадьбе Храповицкого - мероприятия, подобные сегодняшнему - можно ли считать их началом нового, делового подхода к нашему культурному наследию?
- Уже 36 лет усадьба графа Храповицкого находится в бесхозяйном состоянии и вечно это продолжаться не может.
Теперь же комплекс взят под контроль не только Общественной палатой Владимирской области, членом которой я являюсь, но и врио губернатора Светланой Юрьевной Орловой. Мы также призвали общественность следить за развитием событий и не давать никому расслабиться. Уверен, что интернет-сообщество также может сделать многое. Главное - чтобы появилось ответственное лицо, обладающее необходимыми полномочиями, чтобы решить эту проблему. Что же касается моего мнения, то я по-прежнему уверен, что в конечном итоге есть лишь одна сила, способная спасти культурно-историческое наследие России. Это туристы. Не зря руководитель Ростуризма А.В.Радьков сказал, что Россия прежде всего интересна для организации культурно-исторического и познавательного туризма.