Завершаю рассказ про Усть-Майский район

Aug 22, 2023 03:20


Всем привет, давно не виделись.

Хочу закончить историю про наше миссионерское путешествие по Усть-Майскому району - и перейти к следующим приключениям.

После поселка Солнечный, в котором у нас произошли совершенно анекдотические встречи (ну и серьезное, конечно, тоже), мы поехали в небольшой поселок Звездочка - там тоже золотодобытчики работают.





Дорога туда необычайно красивая, хотя и попадаются следы излишнего присутствия человека



Как они умудряются оставлять мусор в совершенно необитаемых местах?!



Это отец Тихон пытается сделать лицо Очень Серьезного Священника. В работе с детьми это безобразие прекращается, он становится нормальным человеком.

В Звездочке с нами произошла еще одна анекдотическая история. Когда мы прогуливались по улице, к нам подвалил какой-то чувак в камуфляже, вежливо поздоровался, представился начальником службы охраны рудника и попросил предъявить документы. «А то, - немного стесняясь, уточнил он, - всякие люди ходят, мало ли, как вы себя назвали, а потом под рясой унесете золото, тут же много и не надо, несколько граммов достаточно». «И часто это у вас происходит?» - невинно спросил Тихон (документы он никакие давать не собирался, потому что знал, что их предъявлять следует только полиции). «Что именно?» - удивился начальник. «Ну чтоб золото под рясой». Начальник смутился, но строго попросил, чтоб нашу командировку подтвердили в епархии. Мы ткнули его в адрес на сайте и пошли дальше (грустно мечтая о нескольких граммах золота, которые мы можем унести под рясой отца Тихона).



Хозяева рудника построили часовню, но пока ее не освящали. В отличие от "Пончикова" из предыдущего поста, они не несут никакой ахинеи, что это не для попов, так что просто ждем.



Смородина

Потом мы общались с детьми в местной школе. Они сначала очень стеснялись. Мы показали им мультик «Забытое чудо», а потом раздарили Библии для детей и Евангелие.



Это русский поселок, так что крещеных довольно много, но священников почти никогда не видят - выезжают в город в отпуска и на каникулы, да и то не каждый год.

Один мальчик даже решил почитать остальным вслух.

image Click to view



Зовут его Даниил. Он родом из Макеевки, его семья бежала от войны еще несколько лет назад, а потом переехала сюда на заработки. Даниил сказал, что он раньше хотел быть военным, а сейчас думает, что лучше стать монахом. Мы поддерживаем тебя, Даниил.



Одна молодая женщина привела креститься свою дочку Диану. Крестили по переводу Волохонского, так что Диане было все понятно, и она очень внимательно слушала. Еще две девочки, уже давно крещеные, стояли рядом - им тоже было интересно.

После Звездочки мы поехали в поселок Югоренок на границе с Хабаровским краем. Там мы побывали на дне российского образования. Дело в том, что поселок полузакрытый - ну то есть сейчас начальники добывающего предприятия предпочитают привозить своих людей работать, жители постепенно уезжают, остающихся мало, и школы как таковой нет - есть образовательный центр, где в одной части сидят малыши - типа садика, а в другой - школьники. А учителей нет. Есть женщины с педагогическим образованием, которые следят, чтобы дети учились. И они учатся. Дистанционно. Смотрят уроки, которые им присылают в записи. В итоге они боятся взрослых и не умеют с ними коммуницировать.



Видите, все закрытые сидят?



Малышам мы подарили скетчбуки и карандаши, это было понятно и весело.



Мы попытались сводить детей в часовню и там разговорить...



... но нетЬ. На контакт пошел один отрок с трудной жизненной историей, но и он потом сбежал. Мы там на следующий день Литургию служили, он, вроде, собрался помочь кадило разжигать - но не пришел. Ну ладно, еще созреет.

В поселке, как вы заметили, есть часовня и даже православная община - в приход они не оформлялись, но это не страшно. Они собираются вместе на молитву, строго следят за соблюдением постов, очень радуются приезду священника, втолковывают азбучные евангельские истины бывшей колдунье (кроме шуток) и даже учат ее готовиться к исповеди и сохраняют порядок в часовне. Кстати, содержание часовни взяла на себя глава поселка, которая вообще католичка.

Отца Тихона поселили в здании администрации, и когда я зашла к нему чаю попить, нам вынесли поллитровую банку красной икры (напомню, там через речку Хабаровский край начинается - речка называется Юдома) и велели из-за стола не выходить, пока не доедим.

Староста Наталья поселила меня к себе в квартиру, и там меня ждал Кот. Отец Тихон там был раньше и предупреждал меня о его существовании, но масштабов я не ожидала. Это мейнкун, приехавший из Хабаровска с дочкой хозяйки и только ее и признающий. Зовут его Баксик, но обращаться к нему хочется даже не на «вы», а на «извините, пожалуйста». Кот не разрешает себя трогать без достаточного почтения, поэтому на нем имеется несколько крупных колтунов. Я попыталась их вычесать.



"Отвали, - сказал Кот. - Ты еще тигра вычесать попробуй".

Поселок стоит натурально посреди леса.



Я даже забеспокоилась, не съест ли нас во время прогулки медведь.



Вокруг горы и всякие железяки, но тут они почему-то не выглядят мусором. Просто железяки. Загрязняют среду, но не вызывают раздражения.

Вообще места совершенно потрясающие. Мы даже с отцом Тихоном шутим, что он меня свозил на горные курорты, а я его повезу на морские. (Мы через три недели на Восточно-Сибирское море поедем, в Нижнеколымский улус.)



Красота же?



Традиционная себяшечка.

Из Югоренка мы вернулись в мистический поселок Солнечный, а оттуда - в Эльдикан, о котором я уже рассказывала. Мы должны были поплыть из Эльдикана по Алдану в два эвенкийских села - Кюпцы и Эжанцы - но в Кюпцы нас по непонятным причинам не забрали, так что мы переночевали в Эльдикане лишнюю ночь. Потом нас забрали в Эжанцы, и там у нас случился новый духовный опыт.

В Эжанцах вообще-то люди были заняты делом: уже второй день искали со спасателями в Алдане утопленника, так что им было немножко не до нас. Но дети все равно тусовались на школьной летней площадке, и нам разрешили с ними пообщаться.



Опять же, мы показали им мультик...



вручили Евангельские притчи на эвенкийском языке...



... чем вызвали живой интерес...



ну и просто поболтали.

По окончании объявленной встречи отца Тихона захватили дети. Некоторые потом пришли креститься.



Не знаю, как это работает, но к нему прилипают подростки с самыми разными вопросами, желанием посмотреть крест и вообще пощупать - вдруг он ненастоящий (я же говорила, что священник для многих не менее волшебное существо, чем сова Букля).

Провожали нас очень тепло.



Даже цветочки подарили.

Поселили нас в здании администрации, в ремонтирующемся кабинете главы, на двух раскладушках. Во дворе имелась в одном углу бочка с мутной водой для умывания и питья, а в другом - деревянный туалет. Калитка во двор все время открывалась, и как-то выглянув наружу мы обнаружили, что находимся среди мирно пасущихся коров. Отец Тихон их побаивается. Я в общем-то тоже, но поскольку останавливать коней на скаку - это женская работа, выгонять скотину пришлось мне. Ничего, справилась.

Наш главный миссионерский метод - гулять по улицам с беспечным видом «а мы чо? а мы ничо, мы тут просто мимо проходим» - возымел в Эжанцах неожиданный эффект. Сначала, когда мы брели на поиски магазина, к нам подошла нетрезвая женщина лет шестидесяти и сказала, что она атеистка, но (тут она перекрестилась) сын у нее крещеный и потерял крестик. Потом, когда мы брели из магазина, та же женщина нас догнала, таща за руку другую нетрезвую женщину, лет тридцати, и заявила: «Вы ее послушайте, какая она грешница!» - а потом добавила: «Вы не голодные? Я вам молока от моей коровы дам». Мы не были голодные, к тому же надо было определиться, корова или вторая нетрезвая женщина. Как оказалось, ее зовут Настя, и у нее тяжелая жизнь. Жизнь у нее и вправду тяжелая, так что мы как-то даже не знали, что сказать. Тихон задумался, а я посоветовала Насте больше не пить. Она казалась неплохой девчонкой, просто ну действительно, хватит уже бухать, от этого легче не станет.

На детской площадке мы встретили заведующую местным фельдшерско-акушерским пунктом Натальей. Она оказалась мамой врача из поселка Эльдикан. Именно она посоветовала нам подарить в эльдиканскую больницу, раз уж мы ищем, какое бы добро причинить, кардиограф. Дочка-доктор почему-то попросить сама стеснялась - мы потом созвонились, обговорили детали, а дорогой Синодальный отдел по церковной благотворительности нам этот кардиограф купил. Да, это самый работающий отдел Русской Православной Церкви, знайте.

Наталья давно крещена и любезно предложила нам использовать ее ФАП для крещения. Что мы и сделали. Мимо пробегал какой-то мужчина, который, увидев нас, сказал: «О! Я к вам внучек завтра креститься отправлю». Внучек пришло аж три штуки, все очень бодрые, веселые, наставленные, как ни странно, более-менее в вере. К ним присоединились девочки из школы. Это было очень позитивное крещение: люди пришли со свежими, не забитыми всякой дурью головами, было приятно им объяснять основы веры.



Практика показывает, что подростки крестятся осознаннее взрослых.



Даже младшие.

Потом прибежала еще одна барышня, перепутавшая время. Отец Тихон хотел предложить ей креститься в городе (она там учится, СПО получает), но я зашипела: «Тебе жалко, что ли?!» - и он сдался. Барышню звали Эльвира, она попросила назвать ее почему-то Кирой.



Из всей этой компании она была самая серьезная. Видно, давно собиралась.

Мы выдали девицам Евангелия, и уже через минут пятнадцать наблюдали на улице удивительную картину: читающие дети!



Еще бы, интернета-то нет.

В Эжанцах, к нашему ужасу, нам пришлось ночевать две ночи. Без проточной воды! Нормальной еды! С коровами во дворе! Но наши мучения не остались без награждения: добрая женщина Наталья подарила нам полтора литра молока из-под своих коров и по пол-литра сметаны и сливок. Мы ими потом до конца поездки питались.

Усталые, но довольные, мы вернулись, наконец, в Усть-Маю.

Последним пунктом нашего турне стало живописное село Усть-Миль.



Тут сливаются реки Миль и Алдан

Нас туда по речке повез глава поселка - доброжелательный дядька на моторке.



Та самая моторка.

Население его выбрало совершенно честно - он беспартиец, просто местный житель. Вообще-то он фельдшер, и до сих пор по всяким медицинским вопросам односельчане в любое время суток обращаются к нему. Да и не только по медицинским - он и до районного центра возит людей, и траву вокруг часовни косит тоже он, хоть и не активный верующий.



Очень красивое место.



К сожалению, люди из села потихоньку уезжают. Но дома не сносят - зимой разбирают на дрова, так экономнее. Правда, с некоторых точек пейзаж выглядит как-то пессимистично.



Впечатление убитого этот населенный пункт, несмотря на отсутствие канализации и интернета и отток населения, не производит - есть новые дома, имеющиеся - аккуратно покрашенные. Специально сфотографировала Тихона на фоне всего этого.

Ну да, бедно, так что неудивительно, что люди уезжают. Но остающиеся не опускаются и свое село стараются содержать в порядке.



На Литургию, к сожалению, пришло совсем мало людей - несколько бабушек, очень простых и непросвещенных. Так что вот вам специальная духовная фоточка "сельский батюшка - кандидат богословия - отвечает на вопросы прихожанок".

Приютившая нас на две ночи староста Татьяна Григорьевна выделила нам комнату с двумя кошками, диваном для Тихона и огромной кроватью для меня, рассказывала нам про жизнь села, вкусно кормила, а на дорогу дала варенья из охты (которое я, увы, забыла потом в Усть-Мае, не успев доесть).

Потом староста посадил нас и еще несколько местных жителей в свою лодочку, и мы вернулись в Усть-Маю.



По пути попадаются вот такие пейзажи. По-моему, ради них стоит комаров покормить.

Послужили мы там и поехали, наконец, в Якутск. Шесть часов по условным дорогам до поселка Нижний Бестях, минут двадцать на речном такси через Лену в Якутск, столько же на вызов такси и доставку тел до мест назначения (меня - в епархию, Тихона - в мужской монастырь) - и все, мы дома.

В следующий раз расскажу, как я в другой компании ездила в арктический Верхоянский улус. Ждите. :) 

Якутия, миссия

Previous post Next post
Up