Как я познакомилась с Аляской. Ketchikan - центр Тотемного наследства тлинкитов.
Jul 24, 2015 01:20
Этот Totem Heritage Center был единственным обязательным пунктом в моей программе посещений в Кетчикане. Он создан для размещения и демонстрации коллекции из 31 тотемных столбов и фрагментов 19 века, перевезённых в 60-х годах из брошенных индейских деревень племён тлинкитов и хайда. История Кетчикана: http://www.ketchikanstories.com/#
Как это часто случается, ожидания были чрезмерными. Вернее, тотем - это не та загадочная вещь, которая - раз - и впечатлила до мурашек, как ожидалось, а это именно наследство, которое нужно знать и понимать. Но уже одно это открытие стоило того, чтобы посетить тотемный центр, давшийся нам таким трудным путём вместо 10-минутной поездки на автобусе.
По причине отсутствия времени на чтение и, тем более, перевод текстов-пояснений, я, если разрешено правилами музея, основательно фотографирую объекты и таблички, чтобы дома в спокойной обствновке всё прочитать и понять. Музейные сайты часто не дают всей той уникальной информации, что экспонируется вживую. Но в этот раз мои фотографии мне помогли мало, так как в залах из-за строгого климатического режима для хранения старинных деревянных скульптур было довольно темно, местами застеклено и тесновато, перечитать на фотографиях мало что удалось. Осталось сильное ощущение, что культура тотемов жива, возраждается. На первом этаже Центра работает мастерская по реставрации выживших, восстановлению утеряных и созданию новых тотемов. Чтобы попасть в неё - надо было идти с групповой экскурсией, а это не в наших привычках. В этот раз я пожалела, что не была с группой, так как видела, как восторженно, будто прикасаясь к чуду, разнокалиберный народ слушал рассказы мастера, создающего новый тотем.
Первые контакты европейцами случились в 1741 году и это была не только торговля, но и микробы, чуждые коренным индейцам. Миссионеры заставляли аборигенов переодеваться в цивильную одежду, отбирали детей и в специальных школах-интернатах учили их забывать родные корни. Для того, чтобы дети не говорили на родном языке им в наказание заклеивали рты. Тотемы, одежды, оригинальные предметы быта отбирались и становились лишь объектами торговли. Со временем были почти утеряны культуры резьбы, ткачества, плетения, племенных языков и обрядов. Но старейшины помнили наставление своих предков - всегда смотреть на семь поколений вперёд - и смогли изменить отношение властей к коренным культурам. И ещё в 1912 году в Ситке было создано братство Аляски, позже - сестринство, - для борьбы за свои права.
В последнее время многие из тех предметов, обнаруженные в разных дальних музейных экспозициях, вернулись на Аляску к племенам.
Тотемы резали из red cedars, называемого коренными жителями "деревом жизни", потому, что он им и был тысячи лет: из него строили огромные дома, долбили вместительные лодки-каноэ, плели корзинки, матрасы, мастерили одежду, канаты, топили печи, ели орехи и тд. Этот кедр-можжевельник долго не поддаётся гниению. Леса, местами настоящая тайга из этих деревьев, тянутся от штата Вашингтон через Канадский берег и вдоль всего юго-западного побережья Аляски. Словарь говорит, что Red Cedar - это можжевельник виргинский, при том, что Cedar - это кедр, причём в призношении что-то между сидор, сидар и сидр с ударением на и. И для резьбы монументальных Totem Poles (тотемных столбов, тотемов) он подходит идеально. Я немного отвлекусь от тотемов, но только для того, чтобы сказать, что теперь нашла ещё одно общее слово у русского и английского языков "полюс - пол - полено - pole, poles" - уверена, что это слова родственники (кстати, вики на английском выдаёт под это слово статью про поляков как этническую группу...). А по картинкам - столбы электропередач, шесты и тд . Возвращаюсь.
Тотемы, выставленные в Центре, перевезены из окрестных брошенных поселений и деревень. Главное, что надо понимать в этих всех монументальных и о чём-то рассказывающих нам, бестолковым, полюса-столбы-тотемы, так это то, что они - НЕ религиозные объекты и никогда не обожествлялись. Традиционно тотемы создавали в честь важных личностей, знаменательных событий. Они были своеобразными провозглашением о происхождении и статусе хозяина территории и дома, перед которым стоят. Они - материализованные, осязаемые рассказы о людях, истории, легенды, дополняющие устное творчество. Многие тотемы вершатся так называемыми гребнями - crests, я для себя их называю просто набалдашниками. Смысл у них, кстати, такой же, как и у конька или петуха с гребешком, вершащего крышу русской избы. Гребни изображали существующих зверей или мифологических животных, символизирующих группы потомков поколений "медведей", "бобров", "волков", например. Пока фигуры на тотеме не зарастали лианами и мхом, не разрушались, а читались явно, они являлись носителями информации о роде или событии. К сожалению, на многих очень старых тотемах прочитать какую-либо информацию невозможно и последние из людей, знавшие от предыдущих поколений - что на них было изображено, уже ушли с земли.
Каждый Тотем кроме эстетики имеет особое назначение, смысл, автора, специальное место для установки. Например, начинаю рассматри вот этот, что справа от входа в музей. Вижу четыре яруса фигур, одни из них похожи на людей, другие на пингвинообразную птицу, что-то похожее на рыбу и всё.
Здесь я ещё флаг Аляски разглядела:
Здесь я стала догадываться, что вижу учителя или родителя:
Здесь хвост ныряющей или висящей рыбы под башмаками кого-то явно главного увидела:
А в общем ничего совершенно не поняла, но, к счастью, творцы и создатели не собирались оставлять своё искусство загадкой для чужаков и вывесили табличку около каждого тотема в городе, например, вот этот тотем был сотворён для "Чествования тех, кто дарит" и воздвигнут в 1999 году. Фигуры его рассказывают о истории основания Центра. Две фигуры наверху представляют братство и сестринство (именно так отдельно) коренных аляскинцев. Под ними орёл представляет вклад в проект подразделений федерального правительства (по экономике, от лесного хозяйства и какой-то институт. А именно - Смитсоновский институт - научно-исследовательский и образовательный институт в США и принадлежащий ему комплекс музеев. Учёный Джеймс Смитсон умер бездетным и завещал всё своё состояние на «основание учреждения в США, которое будет служить развитию и распространению знаний». Под орлом - королевский лосось-сёмга, который представляет город Кетчикан, представивший участок и бдящий за содержанием Центра в надлежащем порядке. Флаг Аляски рассказывает об организующей и ведущей роли этого штата в проекте возрождения культуры тотемов, о доверительном управлении от имени предков тех поселений, где представленные тотемы стояли и а многин стоят там и сегодня. Про студентов с инструктором я поняла сама. Вот так вот. Такой традиционный индейский тотем и такой современный рассказ он на себе несёт. Автор - коренной тлинкит, рождённый в Sockeye клане со стороны Вороны в Чилкут-Тлинкитском племени. Только имя у него неожиданно не совсем индейское - Натан Джексон.. Хотя среди потомков коренных жителей и русских фамилий - с окончаниями на off - немало.
Или вот ещё один тотем рядом с музеем:
И его пересказ: "Ворон и женщина-туман" (Raven - это именно ворон, так как ворона на английском - Crow). Тотем придуман и вырезан тем же Натаном в тлинкитском стиле в честь Тонгасских тлинктов. Возведён в 1979 году и посвящён самому Центру.
Легенда, положенная в основу этого тотема, рассказывает о том, как появился лосось. Молодой мужчина из клана Воронов взял в жёны представительницу клана Орлов. Он очень старался содержать дом в порядке, не советуясь с молодой женой. Каждый день пытался наловить в ручье лосося, но каждый раз приходил ни с чем, срывая своё недовольство на жене. Однажды он решил отправить на рыбалку двух своих рабов (на самом деле работников, живущих в одном с ними доме). Рабы решили спросить совета у Орлицы и она дала им совет куда идти и что делать, теперь каждый день к вечеру дома было по две полные корзины с лососем, который сушили и коптила. Молодой муж разобителся, заревновал и в порыве ссоры с женой-Орлицей, Ворон ударил её и она исчезла из их дома: когда он пытался поймать жену - она проскользнула сквозь его руки как туман, и все копчёные и сушёные рыбины лосося последовали за ней, оставив Ворона и его рабов без ничего, лишь с дурной головой. Кстати, Ворон и в Российском фолклёре отметился - мы ведь в подобных ситуациях прямо так и говорим - "проворонил". На столбе наглядно видно саму дурнуют ту самую bullhead - голову тупицы, болвана, упрямца.
Вот, наверное, его потомок делает себяшку на фоне федерального орла.
Внутри стоят тотемы работы мастеров давешних времён. Вот этот могильный в виде человека, держащего дубинку и рыбу.
Здесь виден гребень - набалдашник, похожий на крокодила, на самом деле это мемориальный тотем в честь Убийцы Китов, с символом семьи - медведем, а вовсе не крокодилом. Справа - геральдический тотем из племени хайда с лососем в клюве, там есть и лягушка, бобёр с бобрёнком, и люди.
Витрина с масками местных аборигенов:
Цельнодолблёная лодка-каноэ на фоне традиционного орнамента тлинкитов.
Фотография традиционного дома коренных жителей. Когда я вникла в то, что вижу, то почувствовала себя посрамлёной, так как кроме иглу, фигвамов и юрт я не думала увидеть в качестве исторического местного жилья. А здесь - целое огромное организованное пространство с лаконичными и точными конструктивными решениями! Это же почти современный интерьер - пространство, условно разделёное в соответствии с необходимыми огромной семье зонами.
Тлинкитские мужчины в традиционных регалиях в 1983 году
Тлинкитские женщины в традиционных одеждах (регалиях) 1983 год, совсем надавно!
А увидев эту фотогафию я просто подпрыгнула: одна из женщин без сомнений напомнила мне одну знакомую женщину Екатеринбурге, я даже знаю каких корней, но не тлинкитских точно. Это тлинкиты имеют корни в наших людях. Я позже встретила ещё одну женщину - как реинкарнацию другой моей хорошей знакомой. Я показала их фотографии нашим общим знакомым и те угадали с первого взгляда мои же ассоциации. Я и мужчин, очень похожих на наших, в америках видела: индейцев в возрасте лет 50-ти, уже седеющих, одетых в цивильное, такая схожесть, что до умопомрачения.
Всего там представлены три коренных народа или народности: тлинкиты, хайда и цимшиане. Тлинкиты жили здесь с незапямятных времён, а хайда и цимшиане переселились сюда в середине 1700-х из Канадской Британской Колумбии, откуда их выжили англичане и французы.
Здесь на карте указаны места их коренного пребывания, напоминаю, что мы в музее-Центре в Кетчикане
Плохого качества фотография, но для себя оставлю. Здесь - об архитектуре аборигенов давних времён.
О типах Тотемных Столбов: - Shame or ridicule poles - позорные или надсмехающиеся тотемы, воздвигнутые, чтобы публично дискредитировать конкретную персону, не сдержавшую своего слова, безобразно себя ведущего, уронившего достоинство или оставившего долг неоплаченным. Позже, если персоной всё было исправлено, то этот тотем также публично срубался и уничтожался полностью. Вот это я понимаю - очень действенное лекарство от позора. - Mortuary poles - могильные, имеющие специальное углубление в тыльной стороне, куда убирали коробочку с пеплом кремированной по собственному заказу персоны. - Memorial poles - в честь и на память о умерших важных членах клана - House posrs or pillars - отдельно стоящие круглые столбы или видимые на фасаде дома части столбов, несущих главные балки. На них вырезались семейные эмблемы и рассказы об истории семьи. - Heraldic or crest poles - геральдические (и с гребнями-набалдашниками в том числе) - главные, устанавливаемые как порталы для обязательного между ними прохода на участок (у хайда).
Вокруг здания тотемного Центра кусочек "мокрого леса" из гигантских деревьев, примеров из чего вырезают тотемы.
Приличных размеров скамейка была почти не заметна рядом с огромной елью и во мхах.
Табличка рассказывает, что это весьма распространённое на побережье от севера Калифорнии и до сюда вечнозелёное дерево с колючими иголками, лёгкой и сильной древесиной, использемой как пиломатериал, с корнями, используемыми в плетении корзин и шляп, имеет название "ситкинская ель".
Это уже жилые дома на прилегающей к Центру территории:
Выходим между жилыми домами через дворы на улицу. Испытываю очередное дежавю, даже столб и фонарь на нём как из нашей жизни.
Но дальше уже видна разница - яркое оформление придомового участка, почтового ящика, отсутствие некрасивой ограды.
И опять начинаются лестницы-лестницы.. Понимаю теперь, какую ценность отдали кетчиканцы Центру - ровный участок земли. Слева виднеется какая-то каменоломня, похоже, готовят место для нового строительства.
Фундамента нет под половиной дома - он держится на стойках, упёршихся в обтёсаную скалу. Не представляю, если вдруг землетрясение, то как этот дом устоит? Может, висит консольно?
Интересный перекрёсток Оленьей горы с Третьей улицей:
Даже там, где участон со спокойным рельефом, дом построен на стойках, а площадки под ним на уровне земли используются для хозяйственных нужд. А, может, просто на чтобы не на горе не затонило?)) Вообщето по территории этого домовладения проходит русло ручейка, который иногда становится горной речкой. И лодка под боком.
Хозяин этого частного дома в непосредственной близости от Тотемного Центра, зачем-то привлекает к себе внимание установкой с указателями расстояний до некоторых географических точек. Видимо, чтобы не приставали и не стучались заблудившиеся туристы. Одним из первых повешен указатель до стоянки кораблей - "ships". Для кого вывешен старый почтовый ящик на такую высоту?
Зеркало, помогающее быть в курсе событий на улице во время прохода вдоль высокой глухой скалы, на которой висит дом, из-за которой неожиданно могут выйти пешеходы или выехать велосипедисты, машины.
Обращают на себя внимание скромность и запущенность отделки, говорящая о небогатости хозяев. Я бы даже сказала - я понимаю, как именно им, именно в таком климате в отдалении от зазнайских цивилизаций, трудно наряжать своё имущество для заради понтов, а живут люди так, как живётся - оптимально, без прибамбасов.
Очень мне этот дом напоминает о стилях грузинских или одесских дворов, только не в плотной застройке, а в лесу:
А вот уже и воду за крышей правом углу уже опять видно, наша петля почти замкнулась, но, как выяснилось, не совсем.
На повороте мы встретили настоящий современный тотем в районе то ли местного филиала университета, то ли почты. Я его прочитала так:Знания в виде окрылённого, то есть, свободного, благодаря своим знаниям, профессора, передаются студентам - ещё совсем голеньким младенцам с точки зрения количества приобретённого богатства знаний. Под ними - дама, представляющая школу, как базу для жизни, дальнейших познаний, дама какая-то непростая, а вроде мудрой вороны или пеликана, или цапли, которая пожирает хлоднокровную болотную лягушку, символизирующую глупость по причине своей безгрмотности или необразованности.
Вот ещё пример крошащейся отделки, явно навязанными рекламой с материка материалами, не подходящими к местному климату, в котором главными характеристиками являются высокая влажность, бесконечные дожди. Иногда городки на этом побережье называют столицами дождей. А леса вокруг имеют назмание "мокрые". У этого дома, стоящего в начале (или в конце) одной из главных улиц, хоть лестницу выполнили из ж/бетона.
Это домохозяйство производит впечатление ухоженного. Вот и хозяим самолично подметает прилегающую территорию, флаги только федеральные. И установлен персональный Тотем, как в давние времена. Спрашивать-читать было некогда, по-этому опять о том, что рассказывает этот Тотем, буду догадываться сама: жил-был мужик, который построил этот дом, он родил наследника, а с помощью поддержки местных жителей от клана Ворона и федералов он теперь имеет как минимум троих внуков.
А дальше, за поворотом, открылась другая, жизнь, уже настроенная на волну общения с туристами и разными прочими приезжими.