Дедушка мой Иосиф Александрович

Jan 12, 2021 20:57

Сегодня смотрела дело, заведенное на деда по линии мамы.
В феврале 1938 года был выдан ордер на арест и обыск моего деда, Иосифа Александровича. Обвиняли его в контрреволюционной деятельности. Первый протокол допроса от марта (без указания дня) 1938, в этом протоколе дед категорически отказывается от какой-либо противоправной деятельности, потом идет второй протокол, подписанный как "продолжение" и в нем дед сознается в том, что как-то к нему подошел неизвестный, попросил помочь найти другого неизвестного, они походили по домам в поселке, поискали, потом неизвестный протянул руку и сказал "будем знакомы, я польский шпион Стефонович". Через несколько месяцев дед, который после строительства канала Волга-Москва работал смотрителем на одной из паромных переправ, якобы передал этому Стефановичу сведения о пропеллерных насосах и о прочей такого же рода технике (у деда три класса образования), а потом и еще о трех сотрудниках управления канала, охарактеризовав их как пьяниц. Тройка признала деда виновным в контрреволюционной деятельности и осудила на 10 лет лишения свободы. Из Таганской тюрьмы дед отправился в Магадан, а потом и в Берелёх (650 км севернее Магадана, ну примерно) в Чай-Урью. Где и умер в апреле 1944 года.
Сразу же в 1938 году он написал жалобу в Верховный Совет СССР, а позже еще одну и жена его писала жалобы на пересмотр дела. В жалобах дед писал, что оговорил себя после избиения, а показания второй следователь писал не с его слов, а самостоятельно. Поэтому начиная с 1940 г. военная прокуратура проводила всякие дополнительные следственные действия (повторно допрашивали деда там в лагере, допрашивали трех бывших сослуживцев деда,следователя, который конечно отрицал физическое воздействие). И уже в 1940 году один из сотрудников прокуратуры предлагал уменьшить срок до трех лет за недоказанностью. Но прокуратура в Москве, допросы и характеристики - в Чай-Урья, переписка очень медленная. В итоге в 1945 году дело закрывают, выносят решение о немедленном освобождении из-под стражи. А он уже свободен с апреля 1944..
Потом в 1956 году письмо от бабушки в прокуратуру. Где мой муж?? Жив ли он? Если нет, то когда умер и где похоронен?? Под расписку ей объявляют о дате смерти деда и о том, что обвинения сняты.
Следующее обращение в 1992 году. Его старшая дочь, моя тётя, обращается за справкой о статьях осуждения. И я знаю, что она ознакомилась с делом. И получила инфаркт. Из плюсов - она, а потом и с ее подачи мама, получили некоторые льготы, как члены семьи репрессированного. Маме правда из-за отсутствия у нее Свидетельства о рождении пришлось по суду доказывать, что она дочь своего отца, Иосифа Александровича. Кстати в этом году нам с ней предстоит по суду доказывать факт ее рождения :)
Причину смерти деда пока не знаю, справка о смерти уже запрошена в Магаданском ЗАГСе. Но пока не дошла до материка.
Также я узнала, что его отца звали Александр Леонтьевич, что умер он в 1929 году, а мать в 1931. Что в семье было 13 человек, одна корова и одна лошадь. Пять братьев.
Дела репрессированных по Москве и Московской области находятся в архиве ГАРФ на Пироговской улице в Москве. Сейчас очень сложно записаться в читальный зал № 1 - фактически несколько минут после полуночи, когда открывают запись. На сайте архива поиском по фондам можно найти дело своего родственника, если оно там есть. И еще по таким делам нужно предварительно обращаться к Нодия Диамаре Чичикоевне, она руководитель этого фонда, перед выдачей дела его просматривает уполномоченный сотрудник.
Я заказала ксерокопию почти всех страниц дела, это быстрее и дешевле чем скан. Потом закажу еще скан обращений деда и бабушки.
К сожалению, пропуск, который лежал в деле, оформлен на другого человека и там чужая фотография.
Такие дела.

Архив, Семья, история семьи

Previous post Next post
Up