Джулиан Барнс "Артур и Джордж"

Feb 20, 2013 14:33

Все-таки я поняла, что с Барнсом у меня сложились какие-то особые читательско-авторские отношения. Знаете, как бывает - выбирает читатель книгу по аннотациям, отзывам, обложку там глянет, полистает. А дальше уже думает - читать или нет. Ну вот Барнс вообще-то для меня по всему вышеперечисленному это однозначное нет. Я долго кружила над ним, но меня, как мне кажется любого вменяемого читателя только отталкивают "продающие" аннотации, наполненные словами "выдающийся", "великолепный", "потрясающий", "лучший роман современности" и т.п. Отвратность таких аннотаций не понимают только в издательстве "Эксмо", ну да бог с ними.
И был, наверное, какой-то знак свыше в том, что я начала свое знакомство с Барнсом (можно я буду называть его ДжБ? ах, нет, все равно не буду, хотя про этот "знак" тоже очень хотелось упомянуть) с почти автобиографической "Нечего бояться". Там я просто позарилась на интересную мне тему, не многого ожидая от автора и получив, в сущности, чуть больше ожидаемого, но все-таки не сильно. Но так или иначе наша встреча состоялась, я познакомилась с ним, и черт возьми, он мне стал интересен. Поэтому "Артур и Джордж" я начала читать уже наплевав на издательские аннотации.
Артур - это Артур Конан Дойль, но книга на мой взгляд не совсем байопик. Но вообще-то и тут трудно ждать от автора слишком многого: канва жизни сэра Артура вполне известна, и Барнс еще в "Нечего бояться" запомнился мне своим авторским презрением к излишней "художественности". Помню он ополчился на описание снов героя - я была просто возмущена! Как так?!!
И в этой книге Барнс вполне верен себе: простой язык, причем очень тонко (насколько это возможно понять по переводу) отличает двух своих героев - ритмом и стилем дает понять, как медленен и обстоятелен Джордж и как силен и порывист Артур. Да, я забыла уточнить - Джордж - это Идалджи, тот полукровка-индус, за которого вступился Дойл. Идалжди несправедливо обвинили и осудили, он провел три года в тюрьмах, и при участии Дойла (хотя были и другие защитники) его оправдали, правда, отказав в компенсации.
Вообще, трудно придумать двух более разных персонажей, и, конечно, удивительно, что они нашли друг друга, что Дойл - спортсмен и любитель всего физического, сильного, мужского сумел найти в полуслепом заучке-законнике, тихом вечном девственнике Идалджи хоть что-то привлекательное. Однако так случилось. И Барнс ничуть не скрывая всех этих катастрофических различий показывает как они похожи... А похожи они одной простой штукой - они одинаково уязвимы. Кем бы ты ни был - знаменитым писателем или никому неизвестным солиситором - ты уязвим для обмана, подлости, злобной клеветы, обряженной под "общее мнение", ты одинаково подвержен сомнениям и заблуждениям.
Этот чертов Барнс довел меня до слез. Где-то в конце третьей главы я разревелась на совершенно обычных строчках - описывалось как Артур горячо пересказывает своей Джин Леки обстоятельства дела Идалджи. Ничего особенного. Я потом думала, почему же именно тут меня разобрало - кажется просто накопилось, Артур (да и Джордж - но Джорджу в этом смысле отдан финал) на протяжении всей книги постепенно, по маленькой черточке, становился все живее и живее для меня. Капля за каплей наполнялся его кувшин и на этом моменте его "жизненность" выплеснулась через край. Это меня удивило, потому что обычно нас почти не трогают персонажи настолько далекие от нас самих, с которыми нельзя сассоциировать ни одной своей черты. Чертов Барнс, короче говоря!
Больше пока не буду его читать - такие тесные знакомства надо совершать постепенно, а то можно попасть в зависимость.

литература, современная литература

Previous post
Up