Jul 04, 2011 23:02
Фестиваль VOICES начался для меня весьма неожиданно сегодня в 6 часов с программы "Наше новое кино" и сразу с двух фильмов: "Начальник" и "Жить". Оба сняты молодым режиссером Юрием Быковым. Оба, судя по всему, относятся к жанру короткого метра, несмотря на то, что "Жить" длится аж 72 минуты. вовсе и не коротко.
в качестве небольшой справки (спасибо Игорю Гуськову, программному директору фестиваля): Юрий Быков является актером, но обладая недюжинной энергией и рвением к творчеству, он решил попробовать себя в роли режиссера и снял для начала фильм "Начальник". Фильм попал в конкурсную программу короткометражек Кинотавра и сразу завоевал гран-при. Согласно правилам конкурса, режиссер, чья картина победила в коротком метре может подать свое уже полнометражное творение в основной конкурс. Что Юрий и не преминул сделать. Очень быстро он снял свой второй фильм - "Жить". Но, к сожалению, эту работу начинающего режиссера жюри по достоинству не оценило. Картина осталась без наград.
Переходя от лирики к эмоциям и впечатлениям от картин, стоит сказать, что очередность показа фильмов должна быть именно такой - "Начальник", а затем "Жить". Потому что в ином варианте двадцатиминутный "Начальник" совсем потеряется. Сказать по правде, картина не впечатлила. Вернее впечатлила своей жестокостью. Но об этом чуть позже. При просмотре складывалось ощущение, что зрителям показывают домашнее видео из жизни одной семьи. Хотя реплики героев с этим никак не сочетались - они были слишком пустыми, односложными и казались наигранными/переигранными или недоигранными.
Глядя на экран, я почему-то вспомнила криминальные передачи по нтв и газетные заголовки про отморозков, ограбивших чью-то дачу, и про оборотней в погонах. Но если по телевидению и в прессе эти истории рассказываются отдельно, то здесь они сплетены воедино. Двое молодых людей, с первого взгляда похожих на наркоманов в поисках очередной дозы, очень неудачно заходят на дачу к семье, чей кормилец - доблестный фсбшник. Но справедливость конечно же торжествует, и двое неудачников (один вырос в неблагополучной семье, где родители пили, и отец на глазах ребенка убил мать; второй - отсидел срок в тюрьме за то, что спас девушку, проломив голову, как в последствии оказалось, представителю нашей доблестной милиции) остаются ни с чем.
Все было бы не так плохо, если бы тихий, уравновешенный фсбшник, не увез их после этого в лес, не избил бы и не порезал напоследок. А еще очень знакомым показался конец фильма, где проходивший мимо в поисках грибов сосед главного героя предпочитает не лезть не в свое дело, несмотря на то, что слышал крики в лесу и видел нож в руках отца семейства.
Второй фильм - "жить" - заставил мозг зашевелиться. как довольно точно, на мой взгляд, заметил Гуськов - по жанру это притча. Не драма. Именно притча очень точно характеризует все то, что происходит на экране. И название выбрано очень точно. Именно эта форма глагола, именно глагол точно отражает сюжет, все что происходит в кадре. в первые минуты просмотра очень режет слух стрельба, но потом эта деталь, это действие просто не воспринимается. потому что ты понимаешь, что главное здесь не то, что кругом стреляют, а то, как себя ведут люди при этом, остаются ли они людьми, теряют ли они лицо, страшно ли им, стыдно ли им, какого им вообще в данной ситуации.
Мне кажется, что режиссеру, сценаристу и кому-то там еще (не запомнила всего того, что делал Юрий Быков в этом фильме) очень точно удалось показать менталитет русского человека: желание помочь незнакомцу, жертвуя всем самым ценным, что у тебя есть (идя даже на убийство свой собаки, пусть и со слезами на глазах); огромное желание поговорить и просто нечеловеческое любопытство; способность приравнивать водку к лекарству от любых болезней и пить ее в любой момент; невероятная гордость... все это воплотилось в образе маленького кругленького охотника михаила в вязаной шапке и свитере с орнаментом, совсем не подозревавшего, кого он поймает на охоте и в роли кого ему придется выступить в древнем обычае добывать себе пищу.
он пройдет путь от обычного охотника, который по выходным выбирается в лес даже не для того, чтобы убить дичь (после, уговаривая своего нечаянного попутчика не убивать собаку, он будет говорить, что от нее на охоте нет никакого толку, что она совсем не помогает ему и он берет ее лишь для того, чтобы скучно не было, хотя на самом деле мне кажется, что он и сам не хочет стрелять по уткам или другим обитателям лесов и полей), до человека, который сам стал добычей. добычей более хладнокровных, более беспринципных охотников. охотников за человеческими жизнями. хотя сам не уподобится им даже после того, как в силу своего огромного желания жить, выстрелит в того, кого так опрометчиво начал спасать в самом начале фильма.
Местами фильм напоминает "Сталкер" Андрея Тарковского: бесконечные поля, железная дорога, овраги, разрушенная и заброшенная деревня, передвижения героев.
Знаковым кажется то, что Андрей - второй герой фильма, тот самый незнакомец, в разговоре с Михаилом говорит: "Бога нет. Бога придумали овцы для того, чтобы волков пугать", - а потом ищет спасения в деревушке, где церковь заброшена и купола не блестят позолотой, но вместо возвращения домой находит пулю, выпущенную в него человеком, еще несколько минут назад спасавшим его жизнь.
"я гнида...", - сказал Михаил после того, как позволил убить свою любимую собаку. "все мы гниды, жить захочешь - и человека убьешь", - ответил Андрей.
voices,
"Жить",
"Начальник",
впечатления