Фура высадила нас недалеко от въезда в город. Пока я пошла покупать водичку, к Лизе подошёл мужчина с горящими глазами и улыбкой до ушей: "О, автостопщики, смелые и прекрасные! Давайте, я отвезу вас на вашу вписку!!"
Мы, конечно, согласились, компактно утромбовавшись в его авто, и отправились на поиски предполагаемого места ночлега под непринуждённую беседу.
ольмекский идол с гармошкой в руках
Дом девушки из Каучсёрфинга, согласившейся нас приютить, оказался в очень отдалённом районе (впрочем, мы догадались заранее по фразе "проедете казармы - поверните за военные склады, оттуда близко совсем...). Мы распрощались с водителем, взяли его номер телефона и пообещали позвонить ему вечером. Вечером мы и правда пошли с ним в какой-то бар, где был футбол, но никому, кроме страстно прооравшему в толпе мексиканских болельщиков весь вечер Джанелле, там не понравилось. Увести Диего на середине матча, который он уже начал смотреть, нереально. Нам пришлось смириться и тихо дождаться конца игры, вяло поддерживая беседу с нашим экс-водителем, оказавшимся довольно скучным ТФНом приставалой. Свои приставальские свойства он скрывал до того момента, как Диего бросил нас у бара и прилип намертво к мерцающему экрану, по которому бегали двухцветные мужики и катался мячик.
Мексиканцы шутят, что Вильяэрмоса из всех мексиканских городов наименее соответствует своему названию - в дословном переводе этот довольно обычный с архитектурной точки зрения, пыльный серый шумный город называется "красивая деревня" (villa hermosa).
Вильяэрмоса была основана в середине 16 века. Тогда она, наверно, действительно была красивой деревушкой, располагавшейся в удалённой от столицы глухой провинции неподалёку от Ла Венты - самой большой археологической зоны ольмеков. Сейчас Вильяэрмоса - "перевалочный пункт" между Юкатаном и Центральной Мексикой, транспортный хаб и важный экономический центр. Здесь начинаются автобаны и заканчиваются руины индейских цивилизаций юга. Здесь ровно полпути между Мехико и Канкуном.
В самом городе есть довольно симпатичный кафедральный собор и здание муниципалитета, но до центрально-мексиканского уровня архитектура не дотягивает. Мы покинули утром гостеприимную вписку и сразу взяли собой рюкзаки, чтоб не возвращаться "за казармы". Мы много по городу не гуляли, решив приберечь силы для Гуанахуато, Сакатекаса и Сан Мигеля. Сделав пару фотографий показавшихся нам симпатичными зданий мы направились в парк "Ла Вента" - одну из двух достойных упоминания достопримечательностей штата Табаско.
не трогайте головы за нос
Забегая вперёд, скажу, что второе по посещаемости туристами место после Ла Венты - парк "
Юмка". Там собраны животные со всего мира, в том числе есть бегемоты, бенгалиськие тигры, жирафы, страусы эму, ламантины, попугаи и орхидей. Лиза, насмотревшаяся на зверей в Уганде, ехать туда не захотела, да и время у неё и Диего было лимитировано наличием обратного авиабилета.
ржущая ольмекская голова
Парк, как самые внимательные из вас, наверно, успели догадаться, назван в честь археологической зоны, которая расположена неподалёку от Вильяэрмосы. Некоторые туристы путают, и приезжают охотиться за ольмекскими головами туда. Мы же умные и заранее прочитали, что самая главная голова, как и всё самое интересное в Мексике, находится в Антропологическом музее в Мехико, а остальные свезены на пятачок джунглей в городской черте.
Слово "ольмек" придумали ацтеки. Оно означает что-то вроде "житель каучуковой страны". Ольмеки считаются одной из древнейших цивилизаций мезоамерики. Они жили в самой северной части Мезоамерики - сейчас эти территории принадлежат штатам Табаско и Веракрус.
Первые головы были найдены случайно в середине 19 века и произвели фурор. Про афро-природу ольмекских голов не писал только ленивый, но никаких доказательств связи древней индейской цивилизации с Африкой так и не удалось найти.
На данный момент придётся поверить, что просто у них было оригинальное чувство прекрасного. В конце концов, у индейцев тоже носы не самые маленькие и губы не самые узкие.
Помимо голов ольмеки оставили после себя стелы. Учёные до сих пор не решили вопрос приемственности однозначно. Судя по датам на некоторых стелах, ольмеки древнее, и майя слизали у них календарь и письменность. Другие исследования характера надписей и культурных элементов говорят о том, что ольмекский вариант - жалкая, уступающая оригиналу подделка под продвинутых соседей-майя.
Видимо, алтарь
Ольмеки держат небо на каменных плечах.
По парку бегают носухи, совершенно не стесняясь строгих взглядов каменных голов.
Попугаи в этом богатом на памятники месте играют роль голубей (кто-то должен же!)
Это я даже не знаю кто. Выглядит аппетитно.
Обезьяна страдает избыточным весом. Это не случайно - доброта туристов и беззастенчиавя наглость обезьяны очень этому способствуют:
После того, как обезьяна атаковала Лизу и попыталась украсть очки, мы покинули парк и отправились ловить попутку в Веракрус, а головы смотрели нам в след каменными глазницами и молчали. Обезьяна с места покушения на преступления скрылась.
список глав