Прочитав новость о том, что
«Лаборатория путешествий» под управлением известного полярного путешественника Матвея Шпаро собирается провести в этом году для 14 московских школьников Большую Арктическую экспедицию, я задумалась о том, что в большинстве своем мы воспринимаем Север как место, где нормальная жизнь замирает, приспосабливается к холоду и экономит свои силы. На самом деле это, конечно, не так, и мой собственный опыт тому подтверждение.
Царство зимы и низких температур является также и отличным испытательным полигоном для различных технологий, а еще - ровные ледовые просторы Севера становятся идеальной трассой для установления рекордов скорости. Да-да, вы не ослышались.
Эта автоспортивная дисциплина довольно редкая, но она признана Международной автомобильной федерацией (FIA) наряду с другими категориями рекордных записей. Ей занимается весьма ограниченное число людей и компаний - и одна из них российская LAV Productions, созданная автоспортсменом, телеведущим и журналистом Андреем Леонтьевым.
Для установления рекордов скорости на льду еще 10 лет тому назад было выбрано озеро Байкал как крупнейшее озеро с самой большой ледовой поверхностью, подходящей для создания ровной ледовой трассы. И я хочу вам рассказать в этот раз о том, как осуществляется подготовка к подобным мероприятиям.
Начинается все с разведки. Ее проводит вот уже десять лет группа руководителя Гильдии ледовых капитанов Байкала Александра Бурмейстера. Разведка занимает как правило порядка двух месяцев, и задача - найти ровную льдину, без торосов, разломов и щелей длиной минимум 13-14 и шириной 3-4 километра.
После того, как площадка найдена, начинается разметка трассы, для чего привлекают специалистов по геодезии.
Для установления рекорда скорости с хода автомобилю необходимо набрать определенную скорость, и по льду, при низком коэффициенте сцепления это происходит не так быстро, как на асфальте. На торможение нужно еще больше времени. Несколько лет тому назад, когда во время заездов была достигнута скорость в 295 км/ч, 13 километров едва хватило на разгон и торможение.
Геодезисты размечают трассу с точностью до миллиметра. На мерном километре, который расположен примерно по середине, на входе и выходе устанавливаются датчики хронометража. По правилам FIA, которыми руководствуются организаторы, пилот должен проехать по трассе в обе стороны: это исключает влияние попутного ветра.
Далее начинается непосредственная подготовка трассы: очистка ее от снега, срезка снежных переметов, которые на высокой скорости могут создать аварийную ситуацию. Также срезаются и ледовые стыки старых трещин. На всю эту работу уходит несколько дней, а затем официальные представители Российской автомобильной федерации проверяют трассу на соответствие всем условиям, включая безопасность, и выдают Сертификат.
В этом году на льду Байкала в районе Малого моря около острова Ольхон предполагалось провести заезды не только по прямой на рекорд скорости на 1 километр, но и кольцевые заезды на среднюю скорость на дистанции 1000 км. В этих заездах на трех автомобилях Hyundai i30N принимало участие шесть пилотов, каждому из которых предстояло пройти в общей сложности более 500 км и провести за рулем чуть менее пяти часов. Одним из пилотов предстояло стать и мне. Это была большая ответственность и серьезная нагрузка, ведь все это время приходится ехать на максимуме, а скользкий лед практически не дает расслабиться. О том, как это было, я расскажу в одном из следующих репортажей.