В мире автоспорта есть два величайших события. Это 24 часа Лемана и 24 часа Нюрбургринга. Рядом с ними все остальное меркнет.
Что же в них такого, что включает в почти любом человеке гоночные инстинкты, заставляет приезжать туда вновь и вновь, наблюдать, болеть и переживать, и даже люди в принципе равнодушные к автоспорту не могут устоять перед этим рвущим все барьеры шквалом эмоций и начинают кричать как безумные и махать руками, подбадривая тех, кого выбрали в свои герои?
Мне кажется, нет ни одного человека, который бы тайно или явно не мечтал хотя бы на несколько минут перевоплотиться в одного из тех, кто здесь и сейчас на безумных скоростях управляет этими автомобилями, разгоняя до невозможного максимума или вворачивая штопором в повороты и шиканы. Ну хотя бы потому, что каждому из нас присущ азарт адреналина, хоть и в малой степени; а автогонки это просто катализатор, который из кого-то выжимает лишь сдавленное «ох», а для кого-то становится персональным ядерным взрывом.
Если задуматься, марафоны на Лемане и Нюрбургринге с одной стороны невероятно похожи, а с другой - отличаются друг от друга как день и ночь. Вы спросите - какой мне больше по душе? Я не отвечу. В обоих случаях даже обыкновенный зритель получает такой невероятный заряд энергии, что спать не захочется не только в ночь гонки, но и весь следующий день ты будешь себя чувствовать под завязку накаченным силой.
Леман, пожалуй, более аристократичен. Он издавна считался гонкой №1 в мире, и победа в нем приравнивалась чуть ли не к получению рыцарства. На немецкой трассе нет в стартовых списках прототипов, сюда приезжают только кузова: потому что конфигурация и рельеф Северной петли для классов LMP не пригодны - взлетят. Зато сама Северная петля божественна. Никакое кольцо Сарте никогда не сравнится со спусками и подъемами в лесах Аденау, каруселью Карачоллы или шиканами и поворотами Флюгплатца. Местами трассу окружает темный и магический лес, и даже человеку несуеверному того и гляди примерещатся там призраки погибших гонщиков и остовы обгоревших автомобилей - а сколько их здесь осталось и не сосчитать. А кроме того, у Нюрбургринга есть и другое важное свойство - в отличие от кольца Сарте это постоянно действующая трасса, где каждый может испытать себя и свой автомобиль на прочность и скорость. Возможно, еще и поэтому с таким вниманием мы следим за тем, как гонщики 24-часового марафона проходят отрезок за отрезком и внутренне сравниваем: а мог бы я так же? И хочется сказать: да. Но в большинстве случаев это все же «нет»…
* * *
История Нюрбургринга прекрасна и зловеща. Нет смысла ее пересказывать здесь, ведь об этом кто только не писал, и даже я сама. Но вот современный виток истории оказался неожиданным для многих, прежде всего для самих немцев. Примерно год назад обанкротившееся предприятие купил российский бизнесмен. Думаю, панику местных жителей на тот момент можно было сравнить, как если бы иностранцы купили Московский кремль. Отношение к этим двум святыням примерно одинаковое.
Однако вопреки всем ожиданиям никакой катастрофы не произошло. Нюрбургринг не разобрали на кусочки и не вывезли в Россию, на трассе все также проходят как любительские заезды и тесты для производителей, так и масштабные спортивные события. А тем временем русские потихоньку начинают наводить порядок в разорившейся мекке. Странно и невероятно, что русские могут где-то навести порядок, тем более у педантичных жителей Германии, но это факт.
В этом году к старту марафона расчистили и реорганизовали парковки для кемперов, в планах стоит переасфальтировать многие площадки. Удивительно, но в этом году грамотно реорганизовали движение на многих окружных дорожках вокруг кольца, и впервые, наверное, за всю историю (по крайней мере на моей памяти), по окончанию гонки не было безумных многочасовых пробок на выезд, как это ежегодно происходит в Лемане.
В этом же году впервые Нюрбургринг принимает несколько совершенно новых событий. Одно из них состоялось в тот же уикэнд, что и 24 часа Нюрбургринга: WTCC - чемпионат мира по турингу. Еще два пройдут в конце лета: это 6 часовая гонка эндуранса WEC и один из этапов серии Blanc Pain.
Мне удалось пообщаться с Иваном Стрекопытовым, СЕО Россия-Китай компании Нюрбургринг, который ответил на мучающие всех вопросы касаемо знаменитой немецкой трассы и даже во многом меня успокоил, сказав, что работы предстоит много, но все это совершенно плановые действия по восстановлению финансовой базы компании. Намного важнее создать правильный календарь и вписать в него достаточное количество событий, которые обеспечивали бы для начала хотя бы безубыточность предприятия. Именно следствием такого плана и стал вынужденный отказ от проведения в этом году Гран При Германии, так как Формула 1 никогда не собирала на Нюрбургринге такое количество зрителей как 24 часовые марафоны или DTM. Но новые российские владельцы уверены, что это временно, и в следующем году или через год Гран При Германии вернется на трассу.
- Жителям Германии нужно привыкнуть к тому, что трасса из объекта государственной собственности стала частной компанией, и наша главная задача сделать ее прибыльной. Нюрбургринг сам себя сформировал, тут не приживаются многие мероприятия, популярные в других странах, и мы должны с этим считаться, - сказал Иван Стрекопытов. - Но главное, что на чем я хочу сделать акцент, что для россиян Нюрбургринг стал сейчас намного более доступным. Мы создали специальный русскоязычный сайт
Nurburgring.ru, на котором есть все необходимые контакты, в том числе и мои, и мы всегда поможем и подскажем, что нужно сделать, чтобы приехать на эту знаменитую трассу!
* * *
В этом году гоночный уикэнд, во время которого состоялись 24 часа Нюрбургринга, был весьма богат на события. В качестве гонок поддержки прошло три крупных соревнования. Во-первых, Porsche Carrera Cup Germany, которое, правда, собрало меньше всего зрителей и болельщиков, но от него не могли отказаться в силу исторических причин. Во-вторых, весьма зрелищная и популярная трехчасовая гонка классических автомобилей, традиционно предваряющая марафон, ADAC 24h Classic. И, в-третьих, впервые за всю историю трассы - этап Чемпионата по мировому турингу WTCC.
Несмотря на то, что я искренне болею за российскую команду в WTCC, основным событием, ради которого была предпринята эта поездка, стал 24-часовой эндуранс на Северной петле. Если вы хоть раз присутствовали на 24-часовых соревнованиях, вы это поймете. Для «подсевших» нет ничего на свете лучше автогонок, которые длятся нон-стоп день, ночь и еще один день.
Как ни странно, но 24 часа Нюрбругринга это любительское соревнование, т.к. является этапом немецкого любительского чемпионата VLN, в котором по большому счету могут принять участие все желающие. Только вот не каждый профессионал справится с такой нагрузкой. Невероятно сложная и длинная, узкая трасса, ночью тем более опасная, а если еще и дождь - то шанс не закончить гонку возрастает многократно.
В этом году дождь принимался несколько раз, но именно когда стемнело, он хлынул с особым энтузиазмом, что привело к нескольким крупным авариям, в том числе и лидирующего на тот момент экипажа команды «Фрикаделли рейсинг», в состав которого входила и Сабина Шмитц.
Из «наших» ехало несколько российских спортсменов - в том числе экипаж под номером 67, в котором значились Олег Квитка и Алексей Веременко, и экипаж под номером 118, за который выступал Артур Сароян.
Олег Квитка и Алексей Веременко
Артур Сароян
Условно «нашими» были также Роб Хафф (№33) и Йап ван Лаген (№5), выступавшие параллельно за Lada Sport Rosneft.
Роб Хафф
Вообще это, конечно, колоссальная нагрузка - ехать в двух таких соревнованиях в один уикэнд, однако в прошлом году этап туринга проходил в те же даты на другой трассе, и Робу Хаффу приходилось трижды летать на самолете туда обратно, чтобы успеть на все квалификации и старты. Вот это энтузиазм!
Лидирующие после квалификации экипажи собрали и лучших пилотов. Практически каждая команда могла похвастаться громким именем. Здесь было несколько пилотов из DTM, например, Майк Роккенфеллер, Аугусто Фарфус, Марко Виттманн, Мартин Томчек. Не обошлось и без известных пилотов из других серий вроде Максима Мартана, Клаудии Хуртген, Норберта Сидлера.
Всего на стартовую решетку вышло 152 экипажа, которые соревновались как за абсолютное лидерство, так и за победу в одном из 21 классов. 30 из них были квалифицированы в топе (по времени круга) и получили специальные синие световые сигналы под стекло, свидетельствующие о том, что это быстрая машина и ее нужно пропустить.
Подавляющее большинство автомобилей на стартовой решетке принадлежало немецким брендам BMW, Mercedes, Audi, но встречалась и альтернатива. Здесь была команда на двух Bentley, на Subaru, Volvo, но всех примечательнее оказался прототип SCG003c, построенный в частной компании Scuderia Cameron Glickenhaus.
К гонке было подготовлено 2 версии - «stradale» и “Competizione”, но «уличный» вариант разбили во время квалификации в четверг, и за команду выступала лишь одна машина. При этом под нее был создан специальный класс, в котором она выступала одна, благополучно финишировала и, естественно, победила. Но и для сравнения в абсолюте ее результат был вполне конкурентоспособен: 37 место. Правда, из 152 автомобилей до финиша добралась лишь треть, но это закономерность марафонов: аварии и технические проблемы не всем позволяют завершить гонку как хотелось бы.
А теперь представьте: 33 бокса на 152 экипажа. В каждом боксе умещалось по 5-6 команд, и никто никому не мешал, не было суеты и эксцессов. Конечно, во время очередной волны питстопов на питлейне было не продохнуть, но при огромном количестве людей, находящихся в зоне питстопов (помимо инженеров, механиков и пилотов это еще маршалы, различные технические работники, сотрудники команд и их гости и, конечно, вездесущие фотографы и операторы) за все время гонки не произошло ни одного инцидента, не столкнулся ни один автомобиль, не придавили ни одного человека. Это работа уже на уровне рефлексов.
Лучшее время круга за всю гонку показал во время квалификации Аугусто Фарфус на BMW Z4 - 8.17.394. Это время, конечно, не сравнится с результатами, которые демонстрируют на Нюрбургринге действительно быстрые серийные автомобили (например, Porsche 918 Spyder - 6.57), но для автомобилей уровня Z4 (гоночный класс Sp9 GT3) это очень хороший результат.
Но любим мы 24 часа Нюрбургринга не за время круга и не за классификацию автомобилей. Эта удивительная гонка славится мужеством пилотов и красотой трассы. А чего только стоит увидеть невероятный старт полутора сотен самых разнообразных автомобилей от Bentley до Volkswagen Scirocco или Volvo V40 D5!
Весь пелотон разбит на три группы, примерно равные по мощности и времени круга. На гриде они выстраиваются с промежутками, и каждая группа имеет свой пейс-кар, возглавляющий ее на прогревочном круге. Стартуют также по очереди. При этом более мощные догоняют более слабых уже на втором круге и начинается серия обгонов. Но когда дан зеленый сигнал светофора, в первом повороте мимо тебя как будто проносится табун безумных мустангов - даже нет, скорее, бизонов, такой рев и грохот издают эти прекрасные автомобили. Огромная кучность старта - и при этом ни одной аварии, каждый бережет машину, на которой еще сутки предстоит ехать. Это незабываемое зрелище.
Наверное, за всю историю соревнования было всего несколько полностью сухих гонок. Эта часть Германии славится своими дождями и непредсказуемой переменчивостью погоды. В этот раз чаще всего происходили питстопы для смены резины с дождевой на слики, иногда это происходило чуть ли не на каждом круге. Но к утру тучи рассеялись окончательно и финишировали уже под голубым небом. Последние круги гонки были самыми напряженными. Еще вечером в лидеры выбился экипаж Audi R8 LMS под номером 3. Несколько раз они сдавали позиции и в результате все равно выиграли. К тому же уже в воскресенье ближе к полудню у них на питстопе произошел инцидент, когда во время заправки топливо попало на раскаленный двигатель и машина вспыхнула. Пламя быстро затушили, залив весь автомобиль пеной, и пилота отправили назад на трассу практически вслепую: «дворникам» пришлось потрудиться, чтобы отчистить пену с лобового стекла. И не зря. Ребята приехали на финиш первыми. Потом на пресс-конференции один из пилотов скажет: «да, у нас были небольшие проблемы на заправке».
Большое количество болельщиков собрал экипаж под номером 146 на Opel Manta, финишировавший 54-м в абсолюте и первым в классе, который участвует в гонках уже много лет. Следить за слаженными действиями этой команды было одно удовольствие. Первые сложности у команды возникли поздно вечером, когда автомобиль на довольно длительное время оказался в боксах. Ближе к времени финиша они произошли еще раз. Но команда справилась, и, отправив автомобиль обратно на трассу, прыгала и радовалась как дети.
Из двух экипажей с российскими спортсменами финишировал лишь под номером 118 с Артуром Сарояном. 67-й сошел еще в первый день из-за технических проблем. Экипаж Роба Хаффа, стартовавший с 30 позиции, финишировал 10-м, и это отличный результат. Ван Лаген приехал пятым. Что касается автомобилей, то первые три места распределились так: 1. Audi R8 LMS 2. BMW Z4 GT3 3. Porsche GT3 R.
Чтобы был понятен масштаб мероприятия, приведу некоторые цифры и факты.
На мероприятии работало:
1. 40 человек в Race Control (система телеметрии и слежения за происходящим на трассе)
2. 120 стюардов, сотрудников технического контроля и пр.
3. 950 маршалов на 17 секциях трассы
4. 90 маршалов на питлейне
5. 40 маршалов в паддоке
6. 30 маршалов на старте, престарте и гриде
7. 35 водителей шаттлов
8. 112 сотрудников безопасности, включая водителей сейфити каров и пр.
9. 100 сотрудников медицинской помощи и врачей
10. 120 сотрудников пожарных служб
11. 12 машин для эвакуации
12. 80 сотрудников администрации трассы
13. 600 волонтёров
А также на трассе было установлено 680 мобильных туалетов, подготовлено парковок на 60 000 автомобилей, 1,5 миллиона квадратных метров для кемперов и 9 км гоночных поребриков, которые были выкрашены свежей краской и установлено 6 км ограждений, чтобы отметить закрытые зоны.
За 4 дня мероприятия было съедено 30 000 сосисок и около 4 тонн жареной картошки. К сожалению, организаторы не указывают количество литров выпитого пива :)