Для того, чтобы вызвать духа прошлого, далеко не всегда нужно крутить блюдце. Иногда достаточно всего лишь немного удачи или много желания, и тогда машина времени начинает работать по системе обратного отсчета и приводит тебя туда, где хотелось бы оказаться.
Когда наш известный в прошлом автогонщик и пилот-испытатель АЗЛК Юрий Иванович Лесовский рассказывал о том, как в далеком 1968 году они на автомобилях Москвич-412 участвовали в «Ралли века», как называли знаменитый марафон Лондон-Сидней, можно было легко представить весь этот тяжелый, сложный и изматывающий маршрут в 16 тысяч километров, который наши четыре автомобиля прошли до конца и без потерь. Советские экипажи заняли тогда 4 место в командном зачете, хотя как получалось соревноваться на Москвичах в 62 л.с. с иномарками в несколько раз мощнее? Впрочем, слушая Юрия Ивановича, можно было вполне обойтись без блюдца или машины времени: его эмоциональный рассказ вполне оживлял в воображении все образы минувших дней, вплоть до звука моторов. Лондон-Сидней тогда перевернул всю его жизнь, и это неудивительно.
Удивительно то, что примерно такую же роль сыграл Лондон-Сидней в судьбе другого человека, никак не связанного с Москвичами или Лесовским, о котором я узнала совсем недавно. Почти 10 лет спустя, в 1977 году в этом же международном марафоне принял участие Фрэнсис Татхилл. Это имя в дальнейшем стало хорошо известно в международном ралли, однако его обладатель знаменит не столько как спортсмен, а как создатель компании, занимающейся подготовкой раллийных автомобилей. Но тогда, в 1977, бывший фермер, он решает кардинально изменить свою судьбу и садится за руль Folkswagen Beetle. Чудес не бывает, и Фрэнсис Татхилл приходит к финишу лишь 36-м, зато болезнь по имени “ралли» пускает корни в его сердце. Еще много лет он участвует в различных соревнованиях, а параллельно занимается подготовкой гоночных автомобилей и делает это хорошо - просто потому, что руки растут из нужного места, и он на практике знает, что нужно для ралли. Так он зарабатывает себе репутацию, а в 1984 году его компания Tuthill Porsche начинает сотрудничать с Prodrive, создавая гоночные обвесы для знаменитых Rothmans Porsche 911 SC RS и занимаясь настройкой моторов.
Francis и Richard Tuthill
Когда два года спустя Prodrive расстается с немецким брендом, Tuthill еще некоторое время сотрудничает с компанией, но в 1992 принимает решение перейти в самостоятельное плавание. Конечно же его выбор остается с Porsche, и пусть в том далеком 1968 они проиграли Москвичу в «Ралли века», зато в том же 68-м великий Бьорн Вальдегард выигрывает на 911Т престижнейшее ралли Швеции, а затем подряд два года в 69-м и 70-м - ралли Монте-Карло.
В 1990 году начинается взлет рынка классических автомобилей. Владельцы всех без различия старых развалин начинают их реставрировать и выкатывать сначала на выставки, а затем и на соревнования. Одно за другим возникают классические ралли, которые из мероприятий для редких ценителей превращаются в гонки с массовым спросом. Для Фрэнсиса Татхилла это становится золотым веком. К тому же в 1993 году он все же выигрывает Лондон-Сидней, и не на чем-то, а на Porsche 911, собственной подготовки, а как известно, победа на гонках всегда ведет к увеличению спроса на продукцию победителя.
К счастью, Porsche всегда строили машины на совесть. Поэтому большую часть раллийных автомобилей можно особо не восстанавливать: основная часть агрегатов находится в хорошем состоянии, а если что не так, то их можно переставить с другого Porsche.
Tuthill Porsche берутся за любые проекты. Их репутация напрямую связана с именами великих гонщиков. На их автомобилях гоняли и Колин МакРей, и Бьорн Вальдегард. Впрочем, тот же Бьорн Вальдегард ездил на Tuthill Porsche вплоть до самой смерти от рака осенью прошлого, 2014 года.
Знаменитый швед немало сделал для команды, в том числе выиграл под маркой Tuthill Porsche в 2011 году, будучи в возрасте 68 лет, еще одно знаменитое ралли - Восточно-африканское ралли Сафари. Во многом благодаря этой победе в 2013 Tuthill Porsche выставил для участия в ралли Сафари 17 (!) автомобилей. А обслуживали команду 100 человек! Согласитесь, цифра небывалая и очень подходящая, чтобы понять размах компании на сегодняшний день.
Понятно, что столь крупная компания владеет и более чем представительным парком автомобилей. Часть из них участвуют в гонках, часть сдается в аренду, часть приспособлена для обучения. Впрочем, слово «приспособлена» относится лишь к наличию в кабине второго кресла, в остальном же это тот же старый, добрый, честный 911-й. 911-й, от которого захватывает дух.
Собственно, здесь мы и возвращаемся к тому, с чего начали. К блюдцу для вызова духов и машине времени, роль которой в моем коротком путешествии исполнял сначала Airbus А330 до Стокгольма, а затем и Airbus A319 до Остерсунда. Там, за полярным кругом в шведской Лапландии, на замерзших озерах вот уже несколько лет проходит Ice Driving Below Zero.
Если вы спросите, что это, мне будет сложно ответить кратко, потому что счастье от возможности проехать по природному льду на боевом шипе Porsche 911 1973 года выпуска несколькими словами не опишешь. Здесь соединяется все: и красоты северной зимней природы, и задержанное на мгновение дыхание в непосредственной близости от прекрасной машины, и радость от предстоящего адреналина и даже попытка осознать, что это происходит с тобой - здесь и сейчас.
В начале зимы я получила приглашение от команды Tuthill Porsche присоединиться к ним для ледовых гонок в шведском Оре, но уже к началу марта возникло ощущение, что в этом сезоне все же не сложится: ранняя весна, нехватка снега поставили под вопрос вообще проведение мероприятий на озерах. И все же это случилось. Всего на день удалось вырваться в гости к Tuthill, но зато какой это был день!
По дороге на озеро Ричард Татхилл, сын Фрэнсиса, к которому сейчас перешло управление компанией, рассказывает немного о мероприятии и о том, для кого и для чего его проводят.
Оказывается, проекту ледовых гонок на озерах Скандинавии уже 10 лет, но вначале все проходило в Норвегии, и только три года тому назад команда перебралась в Швецию. Начиналось все с пары десятков человек за сезон, но уже сейчас количество желающих прокатиться по льду на классическом раллийном автомобиле намного увеличилось. За этот сезон, несмотря на оттепели, у них побывало более 300 человек! Всего же в автопарке порядка 10 автомобилей, их может быть больше или меньше в зависимости от того, проходят ли в это время какие-то соревнования. Ведь это настоящие боевые машины, которые продолжают свою автоспортивную жизнь.
Естественно, все автомобили Tuthill Porsche обслуживают сами, а в их команду в качестве инструкторов входят бывшие или действующие раллийные пилоты. Например, Martin Rowe - неоднократный призер и победитель Британского чемпионата по ралли, чемпион WRC 2003 года в классе продакшн, тест-пилот компании Форд. Или вот Chris Atkinson - раллийный пилот из Австралии, неоднократно поднимался на подиумы WRC, в том числе на этапах в Монте-Карло, Мексике и Аргентине. Andreas Mikelsen из Норвегии в свое время стал самым молодым чемпионом IRC, а в прошедшем году на Чемпионате мира по ралли занял 3 строку в личном зачете. У самого Ричарда титулов, возможно, и поменьше, но как тренер он бесподобен, в чем мне удается скоро убедиться.
Нас встречает пять 911-х разных годов выпуска и разных мощностей. Два из них - серебристый и оранжевый - на гражданской шипованной резине Pirelli WM. У них и двигатели послабее - всего 220 л.с. Три других с моторами мощностью 270 л.с. - на боевом шипе Dmack. Их время наступит позже, сегодня после обеда, когда уже будет освоена техника скольжения и управления автомобилем с помощью газа. Все они на дисках от ATS, модели, которая известна как «Cookie cutters” и которую любят ставить на трековые машины.
Задачи ставятся в зависимости от «учеников» - от первого опыта для начинающих до тренировок и подготовки раллийных пилотов. Ну и сроки - от одного до четырех дней на льду.
Первое знакомство - с оранжевым Porsche 911 с двигателем 2.4 литра мощность 220 л.с. 1972 года выпуска. Для того, чтобы запустить двигатель, переключаем тумблер «ignition start” и нажимаем безымянную черную кнопку, аналогичную современным «start engine”. Немного работы педалью газа, и машина разражается утробными звуками. Можно ехать.
Естественно, это честные автомобили. Здесь нет ни усилителя руля, ни каких-либо придуманных человеком баловств вроде АБС или тому подобного. Здесь ты с ним один на один, и уже от тебя зависит, кто кого в итоге «сделает». Ибо Porsche хотя парень и честный, но с ним еще надо справиться.
«Его не нужно просить сделать что-то, - говорит Ричард. - Ему нужно отдавать приказ. Так, чтобы он ни секунды не сомневался в том, что должен это сделать».
Первый урок начинается со змейки, но задача состоит не в том, чтобы не сбить конуса, а в том, чтобы закидывать хвост автомобиля как можно шире в поворот. Здесь не нужно контролировать траекторию, здесь надо учиться скольжению боком, понять принцип, как ведет себя подобный автомобиль в подобных условиях. Наверное, это самое длительное упражнение, потому что на нем проще всего отрабатывать технику. И над душой у тебя никто не стоит: ты сам решаешь - хватит или нужно еще.
Ричард учит слушать двигатель: «Не смотри мне на ноги, слушай обороты. Когда поедешь самостоятельно, будет проще ориентироваться по звуку. Вообще учись слушать автомобиль: он сам будет подсказывать, когда сбрасывать газ, а когда жать в пол».
После змейки по малому кругу ехать относительно просто, и это все еще гражданский шип. Однако даже на такой резине Ричард показывает настолько красивую траекторию, что один из «учеников» останавливается, чтобы показать ему большой палец и выразить восхищение. Повторить такое у новичков получится, конечно, не скоро.
Вся схема работы с педалями сводится по сути к «сбрасываем-ждем-нажимаем». В крутой дуге для красивого входа - короткий рывок ручника и при этом главное - активнее работать газом; при переключении корму также начинает вести в сторону, и тут тоже нельзя забывать про газ. Все это не сложно, главное понять этот автомобиль - очень простой, с четкой взаимосвязью причины и следствия. И тогда он будет работать на тебя.
Большой круг составляет в длину почти 10 км. После обеда солнце начинает подтапливать снег, и на поверхности льда местами начинает скапливаться вода. Это не опасно в плане полыньи, потому что толщина льда более 50 см, но опасно в плане потери управляемости автомобилем.
Мы переходим на боевой шип, и теперь у пословицы «размер имеет значение» появляется совсем другой смысл. Это невероятно, что позволяет делать машина. Сотнями стальных коготков она вцепляется в лед и снег, чтобы упрямо держать траекторию вопреки всем законам физики. Это монстр, особенно в руках Ричарда.
Через час тренировок начинают адски болеть руки и приходится делать перерыв. Затем перерывы учащаются. Пожалуй, на сегодня это все. Очень жаль, потому что скоро придет такси и надо будет ехать в аэропорт. Оставшееся время используем для фотографирования, ведь до этого было некогда.
Прощаясь, я еще раз подхожу к оранжевому 911-му с бортовым номером «4». На ней в 2011 году Бьорн Вальдегард выиграл Восточно-африканское ралли Сафари. То самое, которое дало возможность Татхиллам «проставиться» через год 17-ю автомобилями. Это частичка истории, с которой я теперь связана. На ярко-голубом Porsche «Валли», как звали шведа друзья, тоже участвовал в соревнованиях, но тут нет никаких наклеек, сохранившихся с тех пор: только черная наклейка с его именем и датами жизни. На заднем крыле надпись «Try something new» - «Попробуй что-нибудь новое». Tuthill Porsche так и поступают.
Несколько лет подряд они лоббировали появление в мировом ралли нового класса - R-GT, и вот, наконец, в прошлом году это случилось. 5 пробных этапов, отдельный класс, в котором пока еще мало машин, но зато много звезд и надежд. Пока это лишь несколько заднеприводных современных 911-х Porsche, подготовленных по специальным требованиям. Ричард Татхилл и сам едет в этом классе. Первый этап в рамках WRC уже состоялся - ралли Монте-Карло. На Porsche R-GT выступали в том числе такие легенды как Франсуа Делекур, Марк Дуэз и Ромен Дюма. Еще четыре пройдут позднее - в Германии, Бельгии, Швейцарии и на Корсике.