Пра нашыя нацыянальныя якасьці

Nov 30, 2009 17:53


О беларуском национальном характере

Выняткі з кнігі: История имперских отношений: беларусы и русские. 1772-1991 гг. /Составитель и редактов А.Е.Тарас/ - Смоленск: Книжный клуб "Посох", 2008. - 608с. С.72-82.

Определение Ключевским сути русского человека ("лихой человек на коне посреди бескрайней степи") отражает две вещи: бескрайность просторов Московского государства (Российской империи) и бесправность человека, ибо бескрайними просторами могут управлять только деспоты. Отсюда лихость как ответ на нее. А беларусы? Вот характерный пример:

"Старый гусар генерал И.Э.Левенштерн, вспоминая о своей службе с 1816 года офицером Белорусского государственного полка, с грустью сравнивал этот полк с родными ему сумцами:
"Я был удивлен, что полк собрался в маленьком местечке, не производя шума по целым ночам на улице, в гостиницах... для меня это было неслыханной вещью. На другой день я увидел, как маневрировали эскадроны, и вспоминал о хмуром воинственном лице старого сумца, у которого длинные усы сурово закрывали щеку и который, не имея еще времени проспаться от вчерашнего хмеля, на плаце напивался вновь.
Наши белорусские офицеры все были трезвы, и каждый заботился о службе, но почти большинство ездило плохо, команда у них была не энергична, и взводные командиры не знали службы, в то время как дикие сумцы безошибочно карьером исполняли деплояду... Вы, старые пьяные сумцы, хотя вы и дики и грубы были, но вы были все-таки самые великолепные гусары и на войне, и во времена мира".

Интересная оценка: немецкий рубака на русской службе отметил, что "наши белорусские офицеры все были трезвы, и каждый заботился о службе". Поэтому служить в гусарском полку, состоявшему из беларуской шляхты, русским "сорви-головам" было скучно - люди не те. НЕ ЛИХИЕ.

Никогда беларус не был "лихим", но всегда ощущал свою ответственность за дело, которым занимался - будь то семья, работа или военная служба. Ибо лихость предусматривает именно отсутствие ответственности, она присуща менталитету анархического типа, склонному ставить себя вне норм государства и общества. В основе его - всеобщее рабство (крестьян по отношению к помещикам, дворян по отношению к царю и т.д.), всплесками несогласия, которыми и является эта "лихость". То есть, бунтарство.

/.../

Беларуский этнограф и географ Аркадий Смолич утверждал в свое время, что характер беларусов лишен легкомыслия и хвастовства поляков, мстительности и упрямства украинцев, грубости и простоты московитов.

Что касается темперамента, то "типичный" беларус - это меланхолик либо флегматик. Именно для меланхоликов характерна своеобразная власть прошлого над собственным "я", постоянное "оглядывание" назад, стремление все время осмысливать свои прошлые действия и поступки. Не случайно в начале ХХ века некоторые исследователи считали типичной чертой души беларуского крестьянина "добродушную меланхолию", обусловленную, по их мнению, "грустным" колоритом всей природы Беларуси.

Вот несколько фрагментов из глав "Ментальность беларуса" и "Национальный характер беларусов" учебного пособия "Беларусоведаение" (1997 год), которые написал кандидат исторических наук Эдуард Дубенецкий.

"Традиционно считается, что ментальность отражается преимущественно в специфических представлениях людей о пространстве и времени, природной и социальной среде, в оценках самих себя (самосознании) и представителей других групп населения, в отношении к труду, религии, праву и т.д... В наибольшей степени национальная ментальность проявляется в языке и народном творчестве".
"Нашим предкам была присуща достаточно сильная привязанность к своей земле, родным местам, к локальному месту проживания. О своеобразном "снижении" понятия Родины до уровня архетипов "родного края", "угла", "хатки" свидетельствует множество фольклорных произведений, пословиц и поговорок... В беларуском менталитете нет склонности к бескрайним просторам, ничем не ограниченному раздолью, присущей русским и украинцам".
"Таинственный шум необъятных лесов и боров, загадочно жуткие болота, большие и малые озера, реки... сформировали у беларуса чрезвычайно богатую и удивительную фантазию, развитую впечатлительность, некоторую мистичность мировосприятия и склонность к обобщению непостижимых сил природы. Пожалуй, по глубине пантеизма беларусы весьма близки некоторым народам Востока".
"На основе анализа различных фольклорных источников можно сделать вывод и о достаточно заметной "повернутости" ментальности беларусов к прошлому, к прежним нормам жизни и традициям. Беларус все время словно оглядывается назад, из-за чего современность и будущее представляются ему как бы размытыми, недостаточно ясными и второстепенными... Свидетельством своеобразного консерватизма беларусов является типичная присказка беларуских преданий "так жили прадеды и деды". /.../
" Поскольку жизнь беларусов всегда сильно зависела от природных явлений, от времен года, или природно-сезонных циклов, им был свойствен так называемый "календарный модус" мышления... Существовало детальное распределение дней на благоприятные и неблагоприятные, тяжелые для работы, на постные и скоромные, счастливые и несчастливые, женские и мужские, наконец, на будние и праздничные дни. Так, во многих местах Беларуси благоприятными днями традиционно считались вторник и четверг, а неблагоприятными - понедельник и пятница... Мужскими днями обычны считали понедельник, вторник и четверг, а женскими - среду, пятницу, субботу и воскресенье...
Религиозность беларусов никогда не достигала степени фанатизма, не носила характера слепой всепоглощающей веры в Божью справедливость и всемогущество".
"В прошлом у беларусов сформировался уникальный менталитет, который в некоторых чертах сохранялся почти неизменным весь период исторического развития беларуского народа. Лишь в последние два-три столетия ментальность беларусов подверглась некоторым заметным изменениям... В ХУII - XIX веках она была в определенной степени деформирована под влиянием неуклонного усиления процесса ассимиляции, денационализации (сначала в виде полонизации, а затем русификации). Правда, в те времена фактически только привилегированные слои общества воспринимали польский или русский способ мышления. Самое многочисленное социальное сообщество - беларуское крестьянство - все же смогло тогда сохранить свою традиционную национальную ментальность".

В психологии существует такое понятие, как акцентуация характера, означающее доминирование в его структуре каких-то отдельных черт. Психологи выдяляют не менее 12 типов акцентуаций. Вот что пишет в этой связи Э.Дубенецкий:

"У беларусов сложились преимущественно дистимный и конформный типы характера, которые определяются недостаточной инициативностью, пассивностью, склонностью к депрессии, консерватизмом, чрезмерной зависимостью от воли и мыслей "вышестоящих", официальных авторитетов, определенным "комплексом" неполноценности...
Поскольку любой национальный характер представляет собой совокупность различных (нередко прямо противоположных) психологических качеств, то с некоторой долей условности можно все черты беларусов разделить на две основные группы - "положительные" и "отрицательные"...

К первой группе относятся их толерантность (терпимость), сговорочивость, добродушие, благожелательность, гостеприимство, выносливость, терпеливость, трудолюбие. Ко второй - консервативность, недоверчивость, конформизм.

Ряд исследователей подчеркивает, что беларусы в своем большинстве скрытые, замкнутые, осторожные во взаимоотношениях с незнакомыми людьми - "чужаками". Причины подобной недоверчивости лежат в специфике исторического пути беларусов, переживших множество вторжений и войн со всех сторон.

/.../

Новейшй "Этнопсихологический словарь", изданный в Москве, о беларусах говорит так:

"Самобытность и своеобразная психология беларуского народа - результат многовекового развития. Бесчисленное количество раз приходилось ему браться за оружие. И после каждого нашествия завоевателей начинал он строить жизнь почти заново - поднимая свою землю из разрухи, возрождая себя из пепла. По этой причине... упорство является одной из наиболее характерных черт беларусов.
И еще они отличаются большим трудолюбием, надежностью, скромностью, уважительным отношение к старшим, сослуживцам, а также выносливостью, неприхотливостью в любых условиях, верностью в дружбе.
Специальные прикладные исследования свидетельствуют: большинству беларусов присущи такие национальные качества, как стремление добросовестно относиться к любому делу, упорно добиваться поставленных целей, деловитость, уважение к порядку, дисциплинированность... Свои профессиональные обязанности они выполняют ревностно".

/.../ противоречивость психологического склада русского народа Бердяев объяснял бурной и драматической историей России. Но разве история Беларуси была менее драматичной? /.../ Тем не менее, история свидетельствует, что беларусы никогда не отличались грубой агрессивностью по отношению даже к тем людям, которые были настроены недоброжелательно к ним. Они склонны к бесконфликтному решению житейских проблем, к компромиссам, к достижению согласия (напомню характерную беларускую поговорку "згода будуе, нязгода руйнуе" /.../).

Беларуский философ и публицист Игнат Канчевский (Абдзиралович) в 1921 году опубликовал свое эссе "Извечный путь: Опыт белорусского мировоззрения".

Согласно его концепции, Беларусь на протяжение всей своей истории, начиная с первых актов крещения в Х веке, является ареной борьбы двух направлений (типов) культуры - западного (европейского) и восточного (азиатского). В результате этой перманентной борьбы возникло и сформировалось специфическое беларуское национальное мировоззрение. По его мнению, "колебание между Востоком и Западом" и нериязнь к тому и другому являются основной характерной чертой беларуского народа.

Беларуский историк и публицист В.Орлов в 2005 году в одном интервью так ответил на вопрос - существуют ли различия в национальном характере между русскими и беларусами:

"Безусловно, они есть. У белорусов никогда не было миссионерского комплекса великого народа, который сознательно или подсознательно присутствует у русских. Вы всегда должны кого-то спасать, объединять. Это идет еще с той поры, когда пал Константинополь. Тогда на знаменах и светской, и духовной власти появилось: "Москва - третий Рим, а четвертому не быть".
Белорусы более толерантны - это историческая традиция. Со времен средневековья в белорусском городе или местечке рядом на площади стояли костёл, православный храм, униатская церковь да еще синагога и мечеть (татары, приглашенные князем Витовтом, жили у нас с конца ХIУ века). В России такое нельзя было себе представить, особенно в те времена. Я, как историк, хорошо знаю, что когда наши же православные белорусы в средние века попадали в Московию, их там считали иноверцами и обязательно еще раз перекрещивали в "истинное" православие. Даже послов не пускали в церкви, считая их "латинами".
Душа белоруса, в моем представлении, более жаждет удивительного, таинственного, волшебного. Не случайно в Беларуси сохранились многие дохристианские обряды. Скажем, Купалье, которое можно сравнить с Лиго. Беларусь, наряду с Латвией, одна из немногих стран христианского мира, где дохристианские праздники присутствуют в государственном календаре. У нас это весенняя Радуница и осенние Деды (Дзяды) - дни поминовения предков".

А вот что пишет о том же Э.Дубенецкий:

"В первую очередь слудет отметить национальную, религиозную и духовно-интеллектуальную терпимость беларусов. В определенном смысле она была "заложена" генетически. На начальных этапах этногенеза беларусов происходила своеобразная "притирка" разных этнических и конфессиональных общностей...
В Беларуси в Средние Века сложилась достаточно устойчивая ситуация национально-религиозной, общественно-политической и духовно-интеллектуальной терпимости (толерантности). Такое состояние общества в период существавания Великого княжества Литовского выгодно отличалось от этно-конфессиональной ситуации в Московском государстве и в ряде европейских стран. На протяжение многих столетий в Беларуси бесконфликтно проживали беларусы, евреи, татары, русские, представители разных конфессиональных групп".

Беларуские историки Александр Кахановский и Сергей Ходин в работе "Права человека в истории и традициях Беларуси" называют толернатность главной специфической чертой национального характера беларусов:

"История распорядилась так, что Беларусь оказалась на границе двух христианских конфессий: православия и католичества, между Востоком и Западом. Это предопределило формирование таких черт национального характера беларусов, как национальная и религиозная толернтность и гостеприимство. Поэтому независимо от существовавших законов, а иногда и вопреки им, в беларуском обществе присутствовало осознание того факта, что "все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах", что "они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".
В период средневековья, когда в Западной Европе разрастались влияние инквизиции и борьба с инакомыслием, беларуский менталитет отрицал унитарность общественно-политической жизни, нетерпимость к инакомыслию, концентрацию власти в одних руках и одновременно - западный индивидуализм.
В Беларуси ХУI века сосуществовали без конфликтов на конфессиональной почве православие, католицизм, ислам, иудаизм и самые радикальные течекия реформационного движения. Подчеркнем, что последнее явление стало нереализованной альтернативой становления в Беларуси консолидированного толерантного общества европейского образца с очерченным национальным содержанием, уважением прав представителей национальных и конфессиональных групп, национальных меншинств.
Терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, верованиям, идеям очень ярко проявилась в стереотипах поведения, фольклоре населения Беларуси. Эта черта формировалась на протяжение более чем тысячелетней истории Беларуси и уже в позднем средневековье - начале нового времени была довольно широко распространена в правящих слоях беларуского общества, что отражалось в политике, проводимой государственными органами Великого княжества Литовского.
Это государство, а еще ранее Полоцкая земля стали второй родиной для сотен тысяч евреев, изгонявшихся из стран Средиземноморья и Западной Европы в период средневековья. Здесь они смогли развивать свои национальные традиции, практически беспрепятственно занимались торгово-промышленной деятельностью и донесли свой национальный генофонд до ХХ столетия. В Беларуси родились первый президент Израиля Хаим Вейцман, премьер-министры этой страны Менахем Бегин и Шимон Перес.
...В Беларуси ХУ - ХУI веков могли найти убежище, поддержку и даже меценатов представители гонимых в большинстве стран Европы и Азии радикальных течений. В середине ХУI века на беларуской земле получили поддержку и развитие идеи испанского философа, идеолога наиболее радикального течения Реформации Мигеля Сервета, а также изгнанного из Русского государства представителя еретического направления Феодосия Косого. В Беларуси развертывали свою деятельность ариане с их социальным идеалом коммун.
Вполоть до ХIХ века в беларуской истории не встречаются случаи осуждения на смертную казнь за вольнодумство, атеизм и т.д., а также массовые проявления религиозного фанатизма. Напротив, здесь находили убежище и защиту диссиденты соседних стран, например, русские старообрядцы, потомки которых сохранили веру предков по сей день. Ощущение реальности соблюдения прав человека, отсутствие гонений по социальным и политическим мотивам в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой привлекли внимание французских ученых-энциклопедистов. Государственное устройство Речи Посполитой они считали одним из высших достижений в Европе того времени, образцом для подражания. Жан-Жак Руссо даже планировал переезд в Беларусь, где известный меценат Антоний Тизенгауз обещал ему всемерное содействие, и только случай помешал реализации этого плана...
...В значительной степени планы, связанные с соблюдением и уважение прав человека, были представлены в программных документах представителей национально-освободительного движения. Активными участниками восстаний 1794 года и 1830-1831 годов были жители городов, рассчитывавшие на возвращение более широких прав городского самоуправления по магдебургскому образцу, и прежде всего шляхта, которая выступала не только за восстановление Речи Посполитой, но и за возвращение былых вольностей, за реализацию популярного в то время лозунга "За нашу и вашу свободу".
Эпоха "беларусизации" 1920-х гг., когда советское и партийное руководство пыталось учесть этническое преобладание беларуского населения, также ярко характеризует традиции толерантности, стремление к соблюдению прав человека. Не было отмечено никаких существенных проявлений национализма, высокомерного отношения к другим языкам и культурам. Более того, создание условий, способствовавших расцвету беларуской культуры, привело к развитию культур этнических меньшинств. В 1920-е гг. в места их компактного проживания создавались национальные административные единицы, где не только обучение в школах, но и делопроизводство велось на национальном языке. Четыре языка - польский, еврейский, беларуский и русский - были объявлены государственными.
...Все отмеченное выше позволяет утверждать, что соблюдение прав человека имеет в Беларуси глубокую историю и богатые традиции, заложенные в самой психологии, способе поведения, национальном характере беларусов".

Эти мысли созвучны тому, что сказано о движении беларуского национального возрождения в 8-м томе "Нового энциклопедического словаря" Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона, хорошо известного в дореволюционной России:

"Проявления белорусского движения неизменно отличаются одной чертой: демократизмом. Демократизм является причиной того, что в главном течении движения совершенно отсутствуют элементы национального шовинизма, что ему чужда человеконенавистническая тенденция... Национальное пробуждение белорусов в целом характеризуется тем, что оно противодействует шовинистической работе, которую ведут в Белоруссии два враждебных лагеря: русские и польские националисты".

Юлия Чернявская в работе "Пять парадоксов национального самосознания беларусов" пишет:

"Беларуская национальная идея имела специфические отличительные (от русской национальной идеи) качества. Она не основывалась, как это часто бывает, на агрессивности в отношениях к инородцам и иноверцам: сказалось многовековое бытие в "пестрых" по национальному составу государствах. Потому возникавшая в умах интеллигенции национальная идея беларусов строилась с учетом исторически и культурно заложенного полиэтнического "характера" беларусов.
Показательно изобилие этнических русских, поляков, евреев, украинцев, татар, ставших беларускими деятелями культуры в первые десятилетия советской власти (З.Азгур, З.Аксельрод, А.Александрович, А.Бембель, Зм.Бядуля, М.Блистинов, Я.Броншейн, В.Головчин, И.Замотин, Г.Кобец, Я.Мавр (И.Федоров), Е.Мирович, Н.Никольский, А.Овечкин, В.Пичета и др.)...
Интересно в этом контексте и отсутствие антисемитизма во всех слоях беларуского социума. Начиная со времен Великого княжества Литовского, когда беларусы и евреи впервые зажили бок о бок, обмениваясь не только товарами, но и гуманитарными достижениями (известно, что первый перевод нескольких религиозных текстов на сторобеларуский язык принадлежит виленским евреям), напряженности между этими двумя народами практически не было, что и доказала Вторая мировая война.
И по сей день израильское посольство в Минске ежегодно чествует вновь обнаруженных "нееврейских праведников", не предполагавших, что они праведники, - людей, прятавших по погребам и чердакам своих домов знакомых и незнакомых евреев. Разумеется, в советскую эпоху существовал государственный антисемитизм, и он накладывал отпечаток на повседневное, бытовое поведение, однако уже в первые годы перестройки антисемитизм как явление испарился практически без следа.
Характерно для беларусов и непредвзятое отношение к "лицам кавказской", "азиатской" и прочих несуществующих национальностей. Более того, само миролюбие и нежелание беларусов входить в конфликт, а также знаменитая беларуская толерантность по отношению к иным народам и конфессиям, понимаемые как экзистенциальные этнические ценности (так называемые "фокальные" или "доминантные"), привели к тому, что национальная идея беларусов имеет "посреднический" характер. Та роль, в которой, по мнению Вл.Соловьева, должно было реализоваться мессианское предназначение России - быть посредницей между народами - в силу политических и общих социокультурных событий была принята беларусами практически внерефлективно".

самавітае

Previous post Next post
Up