Композиции в музыке Карнатик

Sep 13, 2007 18:13

Источник: http://carnatica.net/sangeet/sahityanubhava.htm

Музыкальная композиция - это не только отображение раги, но и эмоций композитора. Если композитор также и хороший поэт, то возникает прекрасное сочетание течения музыки и слов, слоги сахитьи должны прекрасно переплетаться с музыкальной основой.

В Карнатике композиция играет многие роли:
- Как средство для выражения веры, так как тема большинства композиций - религиозная. Она отражает чувство не только композитора, но, исполняемая с чувством, и исполнителя.
- Иногда они служат моделями структуры раги. Например, есть сотни композиций на главные раги (Todi, Bhairavi, Kalyani и Kambhoji), каждая подчеркивает аспекты раги. Знание таких композиций позволяет лучше схватывать структуру раги и их безграничные выразительные особенности. На редкие раги - такие как Malavi, Kalanidhi и Manjari даже единичные работы таких великих мастеров как Tyagaraja показали их сердцевину.

Физическая структура разных композиций позволяет совершить интересное исследование красоты литературы. В музыке Карнтик красоту литературе придают такие факторы:

1. Элементы рифмы - Prasa
2. Элементы риторики - Yamakam: одинаковые слова и слоги с разными значениями
3. Быстрая лирика - Madhyamakala Sahitya
4. Элементы Svarakshara - где названия нот (слоги) составляют слова со смыслом.

Есть специальные композиции, используемые исключительно в танце: определенные Падамы, джавали или Тилланы. Есть также композиции для драмы - Дару, Чурника и т.д. (Daru, Churnika).

ВИДЫ КОМПОЗИЦИЙ

Музыканты стараются воссоздать и интерпретировать старые сочинения, основываясь больше на свои эстетические ощущения, помимо того, чему они научились от своих гуру. Они помнят всю вещь и пытаются передать ее методично и с полной отдачей.

типичная композиция музыки карнатик состоит из трех главных частей:

1. Pallavi
2. Anupallavi
3. Charanam

Классификация композиций

В целом их можно разбить на 2 группы:
Abhyasa Gana: для практики певцов в техническом и виртуозном аспектах
Sabha Gana: для исполнения перед публикой.

ABHYASA GANA

ГИТА
Буквально означает "песню". Она - первая вещь со словами, которую учит певец. Лирика обычно славит богов.
Структура: проста в смысле раги и талы, чтобы начинающий певец мог с ней справиться. Она иногда содержит все части структуры - Pallavi, Anupallavi и Charanam, но иногда - просто Pallavi и Чаранам (мы)
Виды Гиты:
(a) Samanya Gita: Простая Гита
(b) Lakshana Gita: Есть специальные Гиты для отработки черты (lakshana) раги, на которую они сочинены.

Языки Гит: Sanskrit, Kannada или Bhandira.
Популярные композиторы: Purandaradasa, Paidala Gurumurti Sastri, Ramamatya, Venkatamakhi
Примеры:
Sri Gananatha - Malahari - Purandaradasa
Kereye neeranu - Malahari - Purandaradasa
Sriramachandra - Gowla - Paidala Gurumurti Sastri

СВАРАДЖАТИ

Как предполагает название, композиция, состоящая из Свара и Джати (ритмические слоги). Лирика обычно религиозна, иногда описывает героические деяния.
Структура: все три части (Pallavi, Anupallavi и Чаранамы).
Чаранамы имеют разные мелодии и сначала поются на свары, а потом повторяются со словами (стихами). Каждый Чаранам исполняется в своей манере перед переходом к другому Чаранаму.
Изначально это была танцевальная композиция, содержащая джати, которые позже были исключены Шьямой Шастри (Syama Sastri), который обновил и улучшил эту форму.
Обычный Свараджати аналогичен Пада Варнаму по структуре и скорости исполнения.
Однако (несмотря на то, что эта группа тренировочных композиций) свараджати Шьяма Шастри стали популярны как концертные композиции.

Языки: преимущественно Телугу (Telugu).
Популярные композиторы: Syama Sastri, Pachimiriam Adiyappayya, и т.д.
Примеры:
Sambasiva - Khamas
Kamakshi - Bhairavi - Syama Sastri

Цель: У Свараджати приятные мелодии, подготовка к следующей ступени - Варнаму.

ДЖАТИСВАРАМ (Jatiswaram)

Музыкальная форма из джати и Сварамов. Относится к танцевальному репертуару.

Структура: Очень похожа на Свараджати. В ней есть обычные три отделения - Паллави, Анупаллави и Чаранамы. Хотя изначально Чаранамы задумывались как исполняемые с джати, современные Джатисварамы не имеют ни джати, ни лирики, а только свары. Акцент здесь - на ритмических элементах.

Популярные композиторы: Swati Tirunal, Ponnaiyya, Sivanandam, Vadivelu и Vina Krishnamachari.
Цель: танцевальный элемент, позволяющий сформировать уверенность в ритме.

ВАРНАМ
Это не только сложный этап учебы певца, но и прекрасное начало для концерта. Классические Варнамы были сочинены на солидные, эмоциональные раги, обычно выражая романтические чувства. Стихи варнама обычно славят Бога или покровителя.

Структура - из двух частей:

a) Purvanga - первая часть из трех секций:
-Pallavi
-Anupallavi
-muktayi / chitta свары

b) Uttaranga - вторая половина, состоящая из:
- чаранама
- чаранасварамов

Паллави и Анупаллави обычно состоят из двух строк каждый, поются последовательно, за ними следует Читтасвара. Затем возвращаются к Паллави перед тем, как перейти к Uttarangе. В Чаранаме только одна строка с стихами, за которым следует четыре или более чарана-свар (charana swaras). Уттаранга также может быть исполнена на разных скоростях.

Типы:

a) ТАНА ВАРНАМ (Tana Varnam) - обычно исполняется на музыкальных концертах, в них много продления гласных в словах, а слова обычно во славу Бога и гуру или патрона (обычно правителей). Лирика есть в паллави, анупаллави и чаранаме.

b) ПАДА ВАРНАМ (Pada Varnam) - обычно рассматривается больше как часть танцевального репертуара, хотя некоторые Пада Варнамы можно услышать на музыкальных концертах. Обычно их поют в очень медленном темпе, чтобы дать выразить эмоции. Тема главным образом любовная. В Пада варнаме кроме паллави, анупаллави и чаранама текст есть и в каждой charanaswara и chittaswara тоже имеет лирику.

Языки: Telugu, Tamil и Sanskrit.
Популярные композиторы: Pacchimiriam Adiyappa, Pallavi Gopala Iyer, Vina Kuppayyar, Tiruvottriyur Tyagayyar, Patnam Subramanya Iyer, Ramnad Srinivasa Iyengar и многие другие.

Примеры:
Тана варнамы: - Eranapai (Todi ), Vanajakshi (Kalyani), Ninnukori (Mohanam)
Пада Варнамы: Sarasalanu (Kapi), Chalamela (Natakurinji)

Цель: Варнам - это последний вид Abhyasa Gana, которому учат перед переходом к kriti. Так как Варнам имеет несколько важных, уникальных, необычных фраз раги, он требует знания, техники, музыкальный талант.
Изучение и практика варнамов одинаково важна как для певцов, так и инструменталистов для отработки техники пальцев. Пассажи свар - хорошая база для исполнителя для изучения техники калпанасвар (kalpanaswara). Также отработка варнамов на разных скоростях дает хорошее чувство ритма.

Группа композиций - SABHA GANA

КРИТИ
Kriti - наиболее важная из группы Sabha Gana. Не бывает концерта без нее. И хотя тематика главным образом религиозная, она может быть и светской. Акцент здесь главным образом на музыкальность и эстетическое содержание.

Развитие крити: говорят, что Крити произошла от более ранней формы - Киртаны (Keertana), которая была в моде в 14м веке. Киртана - более простая форма, в которой акцент делается больше на лирику, которая обычно религиозная. Крити же более сложная форма.

Структура:
обычно есть три части - Pallavi, Anupallavi и Charanam.
Исполнитель начинает с Паллави, который исполняется с дополнительными музыкальными фразами в прогрессирующей манере, называемой Сангати (Sangati - Прим. МБ - вариации), и затем переходит к Анупаллави, также исполняемому с вариациями. Потом исполнитель опять возвращается к паллави перед переходом к Чаранаму. Крити оканчивается паллави.

Обычно в Чаранаме можно найти мудру (подпись, знак) композитора. Например, Тьягараджа использовал свое собственное имя, а Muthuswami Dikshitar использовал "Guruguha", а Syama Sastri - "Syamakrishna".

Особые черты крити:
некоторые крити Muthuswami Dikshitar имеют только две составляющие - паллави и Анупаллави, где Анупаллави носит имя Самашти Чаранам (Samashti Charanam). Пример: Anandamritakarshini на рагу Amritavarshini.

Некоторые из крити Тьягараджи имеют много Чаранамов с разными мелодиями. Пример: Endukunirdaya на рагу Harikambhoji.

Некоторые крити имеют Chittaswara или пассажи нот и подходящую им лирику. Пример: Marivere на рагу Anandabhairavi.

Есть крити с Соллукату сварами, где джати/солкатту (solkattu) используются вместо свар.
Пример: Anandanartana на рагу Nata.

Некоторые Крити напоминают Свараджати, так как перед пением линии текста имеют пассаж свар.
Пример:Pancharatna крити Тьягараджи

Некоторые крити состоят из пассажей со стихами, которые исполняются быстрее, чем остальная часть крити. Это известно как Madhyamakala Sahitya (ММБ - сахитья - стихи на скорость Мадхьяма). Это очень типично для крити Oothukkadu Venkata Kavi, который первый начал сочинять крити с такой структурой. Позже Muthuswami Dikshitar также широко использовал это в своих крити.
Пример: Mahaganapatim Дикшитара на рагу Nata.

Языки: много крити на Tamil, Telugu, Kannada и Sanskrit.

Примеры:
Тамильский - Eppo Varuvaro - Jonpuri;
Telugu - Brocevarevarura - Khamas;
Kannada - Mosahodenallu - Subhapantuvarali;
Sanskrit - Ekamresha - Karnataka Suddha Saveri.

Есть также такие крити, у которых текст на двух и более языках (например, Тамильский и Санскрит). Такие крити называют крити Manipravala.
Пример: Muthuswami Dikshitar - Venkatachalapate на рагу Karnataka Kapi.

Популярные композиторы: Annamacharya, Tyagaraja, Muthuswami Dikshitar, Syama Sastri, Swati Tirunal, Papanasam Sivan, Patnam Subramanya Iyer и множество других.

Примеры:
- Pancharatna kriti Тьягараджи
- Panchalinga kshetra, Navagraha и Navavarana kritis Мутхусвами Дикшитара
- O Jagadamba, Marivere, Devi brova и др. Syama Sastri.

Цель: Крити являются главной частью всех известных музыкальных композиций. Композиция крити положена на конкретную рагу и талу. Они показывают красоту и чувства раги так как композитор может выбрать рагу, талу, скорость, стиль и текст по своему желанию. Крити идеально подходят для импровизаций neraval и kalpanaswara.

ПАДАМ
Эта музыкальная форма была доведена до совершенства в 17м веке. В ранние дни термин "пада" использовался для обозначения любой религиозной песни, но теперь под ним имеется в виду конкретная музыкальная композиция, исполняемая очень медленно. Лирика крайне романтична по природе. Падамы на Телугу обычно славят Кришну, а на Тамильском - Субраманья.

Структура: падам, как и крити имеет три части - Паллави, анупаллави и один или несколько Чаранамов. Иногда Анупаллави используют как начало.

Языки: Telugu, Tamil и Malayalam.

Популярные композиторы: Kshetrajna (известный как отец современного Падама), Sarangapani (Telugu), Ghanam Krishnayyar и Subbarama Iyer (Tamil) и Swati Tirunal (Telugu и Malayalam).

Примеры: Payyeda (Nadanamakriya), Ninnujoochi (Punnagavarali) и др. Kshetrajna, Oddupettudu (Anandabhairavi) на Sarangapani, Yarukkahilum (Begada), Yaarpoi (Todi), и др. Ghanam Krishnayyar.

Цель: Падамы - прекрасные, сложные композиции на классические, солидные раги. Хотя они и принадлежат танцевальному репертуару, их очень часто поют на музыкальных концертах благодаря серьезному музыкальному содержанию. Эмоциональный аспект Падама дает возможность создать совершенный танец с абхинаей для танцора.

ДЖАВАЛИ
Джавали - более легкая композиция по сравнению с Падамом, возникшая в 19-м веке. Слово произошло от слова "Javadi", обозначающее светскую лирику Каннады. Стихи просты, имеет дело с такими эмоциями, как зависть или измена.

Структура: три части - паллави, анупаллави, один или несколько чаранамов на одну мелодию. Они чаще всего кладутся на легкие раги - Kapi, Khamas, Behag, и пр.

Языки: Telugu или Kannada.

Популярные композиторы: Dharmapuri Subbarayar, Patnam Subramanya Iyer, Pattabhiramayya, Swati Tirunal и Ramnad Srinivasa Iyengar.

Примеры: Adineepai (Yamankalyani), Marubari (Khamas), Vanipondu (Kanada) и др.

Цель: Джавали имеют дело с человеческими эмоциями, и иногда очень чувственны или эротичны по содержанию. Мелодии легки и очень привязчивы, что делает джавали очень популярными. Джавали обычно исполняют во второй половине музыкального или танцевального концерта.

ТИЛЛАНА
Первым композитором, сочинившим Тиллану, был Melattur Virabhadrayya.
Композитор-правитель, Свати Тируналь, и несколько других композиторов периода пост-троицы сочиняли в этой форме музыки в 19-м веке.
Название происходит от слогов - ti - la - na. тилланы могут быть сравнены с Таранами в музыке Хиндустани.

Структура: тиллана также состоит из трех частей - паллави, анупаллави и чаранам. Паллави и анупаллави обычно состоят из свар и джати (ритмических слогов), в то время как Чаранам может состоять из стихов, за которыми следуют пассажи свар и джати.
Используются различные слоги, такие как nadru, deem, dirana и др. Эти слоги не имеют смысла.
Тилланы сочиняют на популярные талы - Adi, Roopaka, Misra или Chapu и др.
Есть также тиллана на Simhanandana tala.

Виды:

(1) Исполняемые на музыкальных концертах - на быстрые скорости, с акцентом на раге
(2) Исполняемые на танцевальных концертах - на средней скорости с джати, чтобы позволить танцору показать работу ног.

Языки: Telugu, Tamil и Sanskrit.

Популярные композиторы: Swati Tirunal, Patnam Subramanya Iyer, Ramnad Srinivasa Iyengar. Композиторы современники - Lalgudi Jayaraman, M Balamuralikrishna и Chitravina Ravikiran.

Примеры: Dirana tanadeemta (Jhunjooti), Tanom tanata (Paras), Takatajanu (Mohanakalyani)

Цель: Короткие и живые Тилланы хорошо подходят для окончания концерта -музыкального или танцевального.

статья, теория, Карнатик

Previous post Next post
Up