HARIKESANALLUR MUTHAIAH BHAGAVATHAR
http://www.geocities.com/harikesa/ Есть много композиторов, обогативших музыку карнатик после Троицы и среди них - Dr.L Muthaiah Bhagavathar один из самых ярких. Если говорить о его многочисленных композициях, они всегда выдающиеся и уникальные.
Рожденный второго числа месяца Karthigai года Ишвары (15-11-1877) в семье Лингама Иера и Анамдам, он достиг шестилетего возраста, когда умер его отец. Его опекуном стал дядя по матери Mahamahopadhyaya M.Lakshamana Suri и он поселилмя в Харикешаналлуре.
Музыка так сильно влекла его, что он стал шьшей Самбашивы иера Тируваюра по линии Тьягараджа Шишья Парампара. Самбашива Иер и его сын T.S.Sabesa Iyer учили его не только Гитамам, Варнамам, Киртанам, но также Лакшана Гитамам и Прабхандамам Венкатамакши (lakshana gitams and Prabhandhams of Venkatamakhi).
В 1893 Мутхайа Бхагаватар вернулся в Harikesanallur после завершения своих занятий и жил там три года. Он вставал до рассвета и практиковался с аккомпаниментом на танпуре,Akara-Sadhakam, начиная с Anumandra Shadjamam в Mandra Sthayi до Gandhara и Madhyama в Tara Sthayi (Прим marybum: это обозначения октав - от такой-то ноты до такой то ноты). У него был богатый и звучный голос. Его сильной стороной как певца было пение танама и в этом ему не было равных. В 1897 он пел перед махараджей Мулам Тируналем Траванкора и тому так понравилось, что он почтил его как Samsthana Vidwan. После этого установился его статус музыканта первого класса.
ВКЛАД В НАУКУ МУЗЫКИ КАРНАТИК
Мутхая Бхагаватар был не только крупным исполнителем классической музыки, но также хорошо знал ее. В Музыкальной академия Мадраса, основанной в 1928 с целью сохранения и продвижения классической музыки, он играл ведущую роль в обсуждениях. Он написал трактат по науке музыки "Sangeetha Kalpa Dhruma", за что был награжден степенью доктора в 1943 Самстханам Траванкора.
КОМПОЗИЦИИ
Крити, написанные Мутхая Бхагаватаром состоят из технических композиций, таких как варнам, дару, тилланы, также как и картаны и рагамалики.
Есть десять Тана варнамов, из которых пять - на Ади тал, а другие пять - на Ата-талу, и один Пада Варнам "Pankaja Lochani Ra" в раге АnandaBhairavi. Также есть четыре Дару и десять тиллан. Написано также пять Рагамалик, состоящих из пяти, шести, восьми и одиннадцати раг.
Что касается стиля его Киртан, написанных в школе Тьягараджи, который стал и идолом, и моделью, он показал предпочтение к Madhyama kala (средней скорости), для импровизации в серии Sangathi. Кроме сочинений в хорошо известных рагах, таких как Thodi, Bhairavi, Kalyani, Sankarabharanam , он сочинал в рагах, которые начали существавать благодаря Тьягарадже - таких как Shuddha Seemanthini, Sindhuramakriya, Jingala, Navarasa Kannada, Saraswathi Manohari, Malavi, Saraswati, Hamsanadham и других подобных.
После 1931 Muthaiah Bhagavathar подпал под сильное влияние киртан Муктусвами Дикшитара (Mukthuswamy Dikshitar), в результате большое количество его поздних композиций написаны в Vilambakala (скорость) и богаты Гамаками. Он сочинял в рагах, что живут в крити Дикшитара (Padi, Mangalakaisiki, GopikaVasantham, MadahavaManohari,Dwijavanthi). Также он писал на раги KadanaKuthoohalam, Pushpalathika,Panchamam и многие другие.
Muthaiah Bhagavathar писал на языках - санскрит, телугу, каннада и тамильском.
Варнамы Muthiah Bhagavathar а создавались им в традиционных рамках. В то же времч он представил новыую технику vAdi samvAdi (консонантный диссонанс) …… vи не только в сварамах, но и в prayOgA.
Пример vAdi samvAdi:
В варнаме sarasuda на рагу sAvEri, талу Adi, в его части чаранама: “dAnIpai nEnarUna IvEla“, копозитор начинает с dhaivatham (с dA от dAnIpai) и заканчивает на ноту rishabam (на rU от nEnarUna).
Он сочинил много Ата Тала варнамов. Особенность его ата тала варнамов, что он ввел сварамы также и в сахитья(sAhitya).
Например в анупаллави mOhana ata tAla varnam “manamOhana” сахитьям таков:
“gAnalOla muddu rAmalinga rAjarAjEshwarA sEtupatIndrA”.
В третьей ethukada swara, sudha swarAksharam cприходит:
“dAdA (означает "великий человек". а не "папа", как сейчас),
sagasa dAdA (великий человек, к которому легко подойти),
pAri dAdA (pAri = pAril = в этом мире …. Ты патрон в этом мире)
sagA (друг всем),
sariga pAgadA (носишь пагади (чалм) украшенную зари(золотой каймой))
paridA (средь лошадей?),
garidA (средь слонов?),
padA gadA (едущий в паланкине?),
dArIda, rIga.. dA, pA da parigari (друг мне на всех путях, разделяющий счастье и радость)
(Прим marybum: можно увидеть, что слова составлены из нот - са, ри, га, ма, па, да, ни, са - можно подивиться искусству сочинителя, который соединил в одной фразе текст и пассаж нот сварам)
Он сделал дару варнамы (daru varnam) популяными.
Пада варнамы уже были популярны, так как их использовали в танцевальных представлениях во дворцах.
Дару варнамы же - это особый вид варнамов, в чьих муктайи сварамах (mukthAyi swaram) есть первый пассаж нот (свар) за которым следует джати за которым следует сахитья (стих, текст).
Пример дару варнама - варнам “mAtE malayadvaja” на рагу kamAsu (sukama = sugama!!):
Swara: DaDa NDDN DDND DNPM’ | DaDa NRSN SDNS DPMM ||
DaDa NGRN RSND PNDM | DaDa MGMP MPDD NNDM ||
DaD RSNDN DaD MDNMN | DaD SSPDN DaD MGRSN ||
DaDP DaDN DaDS DaRD | .MGR SNDa NSNN DDPM ||
Jati: thAmthAm thakajoNu dadanida dimithaka | dAdA kukuthari thajaNutha dapamama ||
dAdA nigarini risadhimi tharikita | jamjam thakitatha kukuthari Namthari ||
dAthathin ginathari jEkumada nithaka | Namthasa sathimitha thomthadi mithakita ||
dAdapa dAdatha rEkusa dArijam |.magari sanidA nisanini dadapama ||
SAhityA: dAdA sakalaka lAnipu Nachatusa | dAdA vividama dasamaya samarasa ||
dAdA sulabhahru dayamadu ravachana | dAdA sarasaru chirathara swaralaya ||
gItasu kadanija bhAvara sikavara | dAdama hisU.ra nAdanAl .vadisri ||
krishnarA jEndrara dAyEsa dA.bO | rEmahithE harikE samanOha rasadayE ||