Снегурочка - любимый сказочный персонаж Рождественских праздников. Васнецов создает свою картину явно под влиянием сказки Островского и оперы Римского-Корсакова.
Сказочно красивая ночь: заснеженный лес, залитый лунным светом, звездное небо. Снегурочка только что вышла из леса, она уже готова сделать первый шаг навстречу людям. Вдали виднеются огни деревни. В эту минуту она, испуганная, бледная, но решительная, последний раз оглядывается на свой дом - лес. Кажется, что глаза ее полны слез, а в следующее мгновение понимаешь, что Снегурочка не может плакать.
Перед героиней, едва заметная ловушка или капкан. Деревья окружены сиянием, в котором можно разглядеть глаза и широко раскрытые рты. Родной лес предупреждает Снегурочку об опасности. Слева, за спиной сказочной героини, легко читается человеческий силуэт. Мать ли Весна ее провожает, отец ли Мороз...
Тревога наполняет картину, предчувствие беды. Нет, Снегурочка минует ловушку для зверя. Но скоро она попадет в совсем другую ловушку. Ярило-Солнце убьет дочь Мороза и Весны за то, что познала любовь не будучи человеком.
Огни деревни смотрят недобро, словно чудище из темноты. Нелегко Снегурочке сделать выбор. Но уже в следующий момент она смело шагнет навстречу новому, чужому, неизвестному.
Ее наряд (шубка, рукавицы, шапка) вобрал в себя все оттенки снега, леса, неба. Ослепительно белый снег, сине-зеленая ночь, молодые елочки на переднем плане - все в картине прописано с необыкновенной точностью, достоверностью. Сказка не терпит лжи.
Исход страшной битвы с половцами - сюжет картины Васнецова. Поле усыпано трупами. Судьба не пощадила ни опытного воина, ни юношу, жизнь которого прервала половецкая стрела. Они лежат рядом, пораженные дикими половцами.
Тела половцев и русичей лежат рядом. Смерть примирила их, уравняла, успокоила, разрешила все конфликты. Окровавленное оружие валяется ненужное, отслужившее. Мертвые руки еще сжимают красные щиты, бессмысленные теперь.
Над мертвыми телами схватились в драке стервятники. Они продолжают то, что люди уже закончили. Над полем восходит розоватая луна. Она словно отражает кровавое поле битвы. Совсем скоро мертвое поле накроет ночь. Битва окончена.
Природа в картине противопоставлена сюжету. Если люди - это смерть, то природа вокруг полна жизни.
Показывая одно из важнейших событий русской истории, Васнецов славит отважных русских воинов, воспевает их подвиг. Художник изобразил гораздо больше мертвых тел русичей. Действительно, битва закончилась победой кочевников. Но Васнецов не вносит в сюжет уныния или скорби, он внушает оптимизм и гордость за прошлое своей страны, своего народа. Васнецов - романтик, поэт в живописи - сумел создать полотно, способное воспитывать патриотические чувства зрителя.
Царь, для убежденного монархиста Васнецова, фигура священная, помазанник Божий, Государь-благодетель. Поэтому, судить о соответствии портрета историческим реалиям нет смысла. Но какова фантазия!
Иван Васильевич шествует по лестнице своих палат. Взгляд его тяжел, суров, грозен. Но ярости, болезненной жестокости в нем нет. Васнецов дает нам образ мудрого царя, государственного деятеля. Золотой цвет монаршей шубы еще сильнее подчеркивает его исключительность, величие, близость к миру горнему.
Крепко государь сжимает в руках свой жезл. Это не посох, не опора. В руках Ивана Грозного - это оружие. Этот жезл прервал жизнь наследника престола, проткнул ногу слуги князя Курбского, заклятого царева врага. Гулял этот жезл и по спинам боярским. В лучшем случае - только жезл... В другой руке Ивана Васильевича - четки, символ глубокой веры и набожности православного царя.
Притихла зимняя Москва за окном дворца - испуганная, присмиревшая.
Красная ковровая дорожка под ногами самодержца, кровав путь властителей на Руси. Еще секунда и нога грозного царя наступит на изображение герба державы - византийского двуглавого орла. Символично. Ивану Васильевичу и вправду удалось подмять под себя страну, перекроить ее устройство, систему управления. Сделать ее современной, управляемой. Страшной ценой...
Основой картины стала народная сказка о подземных царевнах. Для Васнецова царевны являются олицетворением богатств русской земли. Поскольку работа предназначалась для главной конторы Донецкой железной дороги, художник смело меняет сюжет сказки, вводит новый персонаж - Черную царевну (уголь). Перед нами похищенные царевны подземных Царств. Разные характеры, разные темпераменты. Каждая из них грустит о потерянном доме. Разнится отношение царевен к своей судьбе. "Золотая" царевна холодна и горда. Ее эмоции скрыты под равнодушной и презрительной маской. Другая реакция у "Медной" царевны. Она с любопытством изучает все, что вокруг. Словно давно знакомая с людьми, она выглядит уверенней других и гораздо живее своей "золотой" сестры. Видно, что, зная себе цену, она открыта для общения, любознательна, проста. "Угольная" царевна не просто грустит, она скорбит по утраченному дому. Растерянная и напуганная, на новый мир не хочет даже смотреть. У нее единственной взгляд обращен в сторону своего потерянного навсегда подземного царства. По возрасту царевны тоже разные: самая старшая - "Медная", средняя - "Золотая", младшая - "Угольная". В таком порядке люди осваивали земные богатства. Работа наполнена символами и знаками. Сказка в трактовке Васнецова приобретает совсем иной смысл.
Сказочный персонаж - Гамаюн, птица вещая - пришел в творчество Васнецова из древних славянских легенд. Она считалась птицей Велеса, одного из богов пантеона славянских народов. Гамаюн все знает и может предсказывать будущее, но эта тайна откроется только посвященным.
Композиция картины подчеркнуто декоративна и изысканна. На тонкой, изящно изогнутой ветви дерева сидит фантастическая птица с женским лицом редкой красоты. На нем печать тоски - всезнание отнимает все душевные силы Гамаюна. Она предвещает бурю, первые порывы которой уже развивают ее роскошное оперение.
Цветовая гамма картины проста и богата одновременно. Фоном изображению волшебной птицы служит бесконечное пространство золотисто-охристого оттенка, которое заставляет представить себе закат над бескрайними просторами. В оперении Гамаюна сочетаются иссиня-черные и золотистые перья с выраженным красноватым отливом, как будто на них запеклась кровь.
Утонченно прорисованный силуэт птицы перекликается с причудливыми извивами ветвей дерева. Все вместе это придает динамичности статичному изображению - зрителю кажется, что с картины веет ветром и явственно слышен шелест перьев легендарного существа.
Саваоф - одно из имен бога, сокровенный сакральный смысл которого затерялся во времени. Считается, что оно означает «Господь воинств Ангельских», в этом значении это имя несколько раз используется в Библии.
Очевидно, что в картине художник обыгрывает именно этот потаенный смысл божьего имени, так как центральная фигура Саваофа окружена сонмами серафимов, херувимов и престолов. Особое строение композиции создает ощущение непрерывного движения по кругу. Размещенная в центре фигура бога поддерживается престолами с крыльями охристого цвета. Их крылья направлены вверх по диагонали, создавая непрерывную линию с фигурами херувимов, расположенных в верхних углах полотна. Такое размещение сопутствующих фигур формирует обрамление главной фигуры, а за счет размещения по восходящим линиям и появляется эффект движения.
Пространственную глубину полотну придает фон - это изображение неба в его космической интерпретации. На нем размещены звезды и светила, в том числе и узнаваемые сразу планеты - Юпитер и Сатурн. Все космические тела также расположены особым способом - по овальной линии с восходящими к верхним углам картины концами. Это также помогает созданию глубины изображения и движения.
Главная часть полотна - это изображение бога, уставшего, опустившего руки, поддерживаемого с обеих сторон огненными серафимами. Саваоф печален, он утомлен трудами по созданию мира, серафимы с нежностью и любовью прижимаются к его плечам, жалея и обнимая своего Создателя. Херувимы в священном трепете взирают на создателя Вселенной. На груди у бога Святой дух в виде голубки.
Нимб за головой Саваофа украшен шестиконечной звездой Давида - символом мудрости. Это также можно считать отсылкой к Ветхому завету. Хоть картина на первый взгляд кажется простой и понятной, при внимательном рассмотрении можно обнаружить многослойный подтекст, который очень увлекательно расшифровывать.
В картине используется сюжет из русских сказок о прекрасной царевне, которая внушала своим родителям страх за свое здоровье, так как никогда не смеялась, ее ничто не радовало. Чтобы не делал царь-отец, девушка никак не реагировала ни на веселье, ни на лекарства, ни на колдовские снадобья.
На полотне как раз изображен такой момент - тоскующую царевну пытается всячески развлечь толпа разных людей. Композиционный центр картины - фигура царевны в белоснежном платье с вышивкой золотой нитью по подолу - специально смещен вверх и вправо, чтобы разместить как можно больше фигур.
Особенностью полотна является многофигурность и многоплановость композиции. Расположение персонажей таково, что взгляд рассматривающего картину постепенно скользит от фигур лихо отплясывающих скоморохов на переднем плане к изображению полнотелой бабки-ведуньи и старого лекаря с прописями в правом нижнем углу. Центральная часть левой половины картины занята изображениями бояр в горлатных шапках и расшаркивающихся в версальском поклоне западных послов. Но и это еще не все персонажи этой объемной картины. Если присмотреться, справа за окнами видны толпы любопытных, заглядывающих в царские палаты и от души хохочущих над шутками шутов и скоморохов.
Центральный персонаж картины - сама царевна Несмеяна. Он сидит на возвышении, как и положено царской дочке, на белом троне со скамеечкой для ног. Она безмерно устала от этого всеобщего веселья и внимания, ее взгляд обращен вглубь себя, волосы распущены, левой рукой царевна подпирает голову, украшенную роскошным драгоценным венцом. Возможно, причиной грусти Несмеяны является ее заточение во дворце отца и полное подчинение его воли - на это намекают мрачные темные лица, изображенные на капителях колонн на заднем плане картины.
Это богатое по цвету полотно объединяют в единое целое два крупных тональных акцента - белое платье царевны и алая рубаха скомороха.
В этом полотне нашло отражение глубокое знание Васнецовым Библии, ведь художник учился в духовной семинарии. На эскизе изображен Иисус Христос в облике юноши, окруженный Тетраморфом. Это существо с четырьмя обликами и крыльями, которое упоминается в видениях пророка Иезекииля. Тетраморф возникает и в Апокалипсисе Иоанна Богослова, где он имеет облик четырех существ - человека, быка, орла и льва. Они призваны на защиту четырех краев божьего трона и райских пределов.
В более поздние времена Тетраморфа стали ассоциировать с евангелистами (Лука - бык, Марк - лев, Матфей - ангел и Иоанн - орел). На полотне Васнецова юного Христа, несущего людям слово божие, поддерживают четыре символических изображения евангелистов на фоне легких облачков и далекого сияния светила.
Цветовая гамма эскиза очень нежная и воздушная, отражающая небесную голубизну. Белые одеяния Христа делают его фигуру буквально светящейся, а почти симметричная композиция фиксирует внимание смотрящего на его лице. Удивляет отклонение от канонического образа Иисуса - он не глядит перед собой, как на иконах, проникая взором в душу стоящего перед изображением. Его взгляд отведен в сторону. Священные животные Тетраморфа выполнены в мягких, жемчужных цветах.
Что интересно, символические изображения евангелистов в виде животных было разрешено только в старообрядчестве.
Картина является иллюстрацией к тому моменту сказки, когда переставшая быть лягушкой прекрасная царевна танцует на празднике. Изображен именно тот момент, когда во время танцев из остатков еды и костей птицы в своих рукавах Царевна-Лягушка создала чудесное озеро и белоснежных лебедей на нем.
Композиция картины отличается оригинальностью и утонченной проработкой деталей. Образ Царевны-Лягушки подан особым образом - девушка изображена со спины, в причудливой позе во время танца. Ее очертания, а также положения музыкантов подчеркивают тот факт, что на картине изображено активное движение. На лицах музыкантов запечатлено восхищение красотой вчерашней лягушки, ее удивительным волшебством и грацией в танце.
Царевна одета в нарядное русское платье из богатого цветастого материала с очень длинными разрезными рукавами, под которым находится белоснежная рубашка с пышными рукавами. Ее волосы по-девичьи заплетены в две длинные толстые русые косы и украшены эффектным головным убором - низким кокошником с россыпью разноцветных драгоценных камней. В руках у царевны воздушный и легкий белый платок.
События на картине происходят в богато украшенных царских палатах с нарядно расписанными стенами и роскошным цветным ковром на полу. Зрителям виден только угол накрытого стола, но можно предположить, что пир был великолепным. На заднем плане видна далекая русская деревенька, стоящая на берегу озера, с кружащимися в хороводе фигурками девушек в народных нарядах. По озеру плывут лебеди, еще несколько птиц устремились к воде с неба.
От картины веет праздничной, волшебной атмосферой, она поражает своей красочностью и нарядностью. Утонченность деталей и элегантная прорисовка образов подчеркивает красоты сказки и древних русских обычаев.
Религиозная живопись очень формальна и создается по строжайшим канонам, однако Васнецову удалось внести свое личное видение в классическое изображения Богоматери с младенцем Христом, не нарушая общепринятых правил. Эта роспись плафона собора выполнена на насыщенном золотом фоне, создающем эффектное объемное сияние вокруг четко прочитывающихся на нем фигур. Создается впечатление, что изображения не написаны на сырой штукатурке, а вырезаны из камня, настолько рельефными и объемными они кажутся издалека.
Особый трагизм изображению матери и сына придают насыщенные, темные и мрачные краски, которыми выполнены одеяния Богородицы. Темно-синий цвет хитона и головного платка на фоне золота кажется почти черным, словно предрекая, что этой женщине придется носить траур по безвременно утраченному сыну. Младенец Христос окутан чистой белой тканью, как сиянием, однако и на него пала черная тень от мрачного одеяния матери.
Обращает на себя внимание поза, в которой запечатлена Богородица, хоть она и соответствует канону церковной живописи. Она стоит слегка боком к зрителям, правой рукой прикрывая ребенка, как бы защищая его от опасного влияния окружающего мира. Богородица здесь такая же мать, как и все остальные земные женщины - зная о божественности и предназначении своего дитя, она по мере своих сил старается оградить его от зла.
При помощи буквально нескольких штрихов Васнецов сумел придать плоскому изображению объемности и движение, которое подчеркивается световыми линиями округлой формы за фигурами и изображениями крылатых ангелов.
Младенец Христос с красивым лицом ребенка и совершенно взрослыми глазами изображен в классической благословляющей позе. В целом изображение оставляет ощущение внутреннего драматизма и сильнейшего накала чувств. Это очень сильное и выразительное полотно.
Большой мастер живописи на религиозную тематику, Васнецов в своем полотне «Христос Вседержитель» изобразил Иисуса Христа в центре композиции. Его выразительный образ заключен в идеальный круг, на фоне темного ночного неба, украшенного горящими звездами. В левой руке у Христа большая рукописная Библия, а правой, высоко поднятой рукой, он благословляет всех на него глядящих, то есть все человечество.
По углам эскиза, довершая строгое геометрическое построение полотна, находятся символические изображения Тетраформа - четырех священных существ, ассоциирующихся с четырьмя евангелистами. Их изображения - ангел, орел, вол и лев - выполнены в золотисто-охристой гамме, которая создает впечатление массивного резного обрамления центральной круглой картины.
В картине преобладают два основных цвета - синий и коричневый. Оттенки синего ассоциируются с небесным, возвышенным и духовным, а коричневатые и золотистые цвета - это все земное, реальное и человеческое. Таким образом художник хочет передать двойственную природу Христа - Сына божьего, рожденного смертной женщиной.
У Христа на полотне очень выразительное, запоминающееся лицо, особенно глаза, буквально проникающие в душу смотрящего. Это прекрасный художественный и духовный образ для храма.
Сюжет картины - изображение былинного русского богатыря в полном боевом облачении, верхом на мощном боевом коне. На полотне запечатлен момент прыжка коня с всадником. Для передачи активного движения использована диагональная композиция с подачей снизу - кажется, будто зритель смотрит на богатыря снизу вверх. Это создает дополнительное ощущение мощи и большой физической силы.
Диагональное расположение фигуры крупного вороного коня в прыжке подчеркиваются линиями копья и направлением движения облаков. Такой художественный прием добавляет изображению динамики. Крутая шея лошади, ее упрямо наклоненная голова, крепкая посадка богатыря - все это призвано продемонстрировать силу и волю к победе.
Чтобы фигура выглядела еще более внушительно, она изображена практически в контражуре, на фоне очень светлого неба. Вороной конь и всадник в богатых доспехах четко вырисовываются на светлом воздушном фоне. Их величину и силу подчеркивает низко расположенный горизонт и миниатюрные деревья вдали.
Эта картина - яркое символическое изображение силы и непобедимости русского народа, которое было призвано поднять боевой дух в военное время.
Фигура легендарного создателя «Повести временных лет» - первой русской летописи - окутана тайной и дымкой времени. Художник изобразил его мудрым старцем в темном монашеском облачении, занятом написанием своей знаменитой летописи. Он на секунду оторвался от работы, задумавшись над текстом. Седобородый старик с глубоким орлиным взглядом изображен как святой, с нимбом над головой, на фоне своей кельи.
Он опирается на массивный деревянный пюпитр, украшенный резными деталями в русском стиле. На нем расположились атрибуты его вида деятельности - большая пузатая чернильница, перья, перочинный ножик, свитки пергамента. Художник изображает стилизованный интерьер в древнерусском стиле так, как это представлялось большинству интеллигенции в это время - фигурные арочные окна, голые оштукатуренные стены, плиточный пол, массивная, довольно грубая резная мебель.
Одеяние Нестора также стилизовано - на нем ряса с узнаваемыми чертами древних русских боярских одеяний и темный плащ с капюшоном. Благодаря использованию насыщенных цветов и четко прописанной фигуре с выразительным лицом все внимание зрителя сосредоточено на личности летописца. Она кажется очень мудрым и знающим человеком, сознающим лежащую на нем ответственность перед потомками.