Предисловие
https://mary-spiri.livejournal.com/192408.html Важнейшая составляющая профессионального успеха в США - это умение себя как следует подать и продать.
Собственно, это умение начинают тренировать еще в школе, от него сильно зависит поступление в престижный университет и дальнейшая профессиональная судьба - причем по нарастающей. Когда я впервые попала в Штаты и поработала в знаменитом Университете штата Калифорния в Бёркли, меня поразили две черты: безумная говорливость и низкий уровень фундаментальных познаний. Как Энди Такер, любой из студентов мог произнести часовую речь на любую тему. Однако же химию знали нетвердо, их в тупик ставил простой вопрос, что такое хлороформ, и зачем он используется в очистке ДНК.
А любимая тема разглагольствований у студентов была про их собственные достижения, причем не про результаты, а про титанические усилия, которые они прикладывали, чтобы сделать какой-нибудь простенький эксперимент. Собственно, мне предлагали остаться в Бёркли на пару лет поработать, но мне там настолько не понравилось по сравнению с Японией (куда меня тоже приглашали), что в выборе даже сомнений не было. Кстати, в менее престижных, но все еще хороших университетах, типа штата Вашингтон, качество студентов гораздо выше, они меньше треплют языком и больше знают. Однако жизнеустройство облегчают именно престижные университеты, что несомненно сказывается на контингенте, с которым встречаешься на работе в хороших биотех компаниях. Где, как черт от ладана, надо бежать от выпускников всяческих Калтехов, которые в большинстве случаев как минимум бесполезны, а иногда могут и твою разработку стащить, как сделал некий "друг" моего мужа.
Что же касается нас, эмигрантов, большинство по приезде совершенно не понимали эту интересную игру в самопродажу. Наш подход заключался в пахоте: работай побольше и по-результативнее, тебя заметят, полюбят и продвинут. И, надо сказать, что такой подход неплохо работал для тех, кому повезло попасть к хорошему и знаменитому профессору (как мне в Японии). Когда фактически ты отсиживаешься за широкой спиной, для тебя всегда находятся деньги в силу твоей продуктивности, и потихоньку создается имя, которое помогает устроиться на следующем этапе карьеры. Вот только с боссом везет далеко не всем, ибо существует множество профессоров, которые сами себя едва обеспечивают грантами, а имени себе не создали и не могут. Либо же, если богаты и знамениты, то полные мерзавцы, как один из моих профессоров в Университете штата Вашингтон, терпеть которого сил просто не было, несмотря на хорошие условия работы.
Те эмигранты моего поколения, которые хотели двигаться вверх сами, без босса, скоро осознавали, как важна успешная самопродажа, и быстро забывали о чистоплюйстве. Некоторые вспоминали комсомольскую юность, родные с детства способы карьерного роста через общественую деятельность, правильные речи и "политическую химию". Другие пытались пробиться через выдающиеся научные достижения. Первый способ был несомненно легче, но к счастью, я знаю отличные примеры успехов на втором пути, и это меня греет, когда я думаю про американскую науку. Однако далеко не все приверженцы "научного" способа делать карьеру процветают, а вот из "комсомольских работников" я не знаю никого, кто был бы плохо устроен в жизни.
В индустрии биотеха ситуация в общем похожая, только еще усиленная некой общей нестабильностью, которая затрагивает даже большие компании. С одной стороны, в индустрии есть общая культура уважения к своему соседу по работе, включая подчиненных. Очень часто начальство среднего звена выбивается наверх тяжким трудом, и имеет тенденцию сохранять свои лучшие качества с неначальственной поры. А с другой стороны - самый верхний менеджмент в биотехе часто оказывается на своем месте за счет вещей, никак не связанных с реальными научными достижениями. Например, получил от родителей деньги, вложил удачно в рынок, заработал неплохо, и решил, что все, теперь он царь Мидас, и вдобавок всегда прав и непогрешим, а как же иначе, ведь успешный бизнесмен.
Другой путь - удачно оказаться в нужное время в нужном месте, а потом двинуться вверх через подсиживание, лизание задниц, блат и прочие ненаучные пути. Так что с большим начальством лучше дела не иметь, однако обычно с ним общаются начальники среднего звена, так что есть буфер. Однако умение продавать себя и свои достижения в индустрии тоже крайне важна. И некоторые американцы в этом искусстве достигают неимоверных высот. Далее пойдет рассказ про веселую история об американском мошеннике, главное умение которого - продажа фальшивых научных достижений, теорий и экспериментальных данных, целиком основанных на подтасовке, и который ухитрился надуть уже две большие компании с помощью полной туфты.