Олимпйский полуостров штата Вашингтон знаменит огромными деревьями в крутых, глубоких и тихих ущельях, куда не достают ураганные ветра с океана, зато постоянно долетают и застревают дождевые тучи.
Дождевой лес умеренных широт весь зарос лишайниками и мхами, большую часть года он сочится водой и растет вверх и вширь не переставая. Периодические наводнения выносят к берегу океана стволы диаметром в рост человека.
Собственно, в некоторых местах в прилив побережье делается непроходимо, через эти стволы не поперелезаешь. Не говоря уже о том, как опасно там может оказаться, когда штормовой океан начинает эти стволы ворочать и перебрасывать с места на место. Однако же самые гигантские деревья все же растут вдали от прибрежного бешенства стихий. Как например вот эта знаменитая пихта (Sitka spruce, Picea sitchensis) на озере Киннолт. Пишут, что ей тысяча лет, и что это самая большая пихта нашего штата.
Однако на берегу Тихого океана большим деревьям крайне трудно выживать, 2-3 раза в год случаются дикие шторма, размывающие берег, а постоянные дикие ветра перекашивают, изгибают и нагибают стволы самым причудливым образом. Но несмотря на стихии, самое знаменитое дерево Олимпийского полуострова находится прямо на берегу и поэтически зовется Древо Жизни.
Оно расположено буквально в 200 м от кэмпинга Клалох (Kalaloch), около одного из выходов на пляж, и к нему постоянно течет ручеек народу. Дерево это знаменито тем, что висит в воздухе. Местный ручей сменил русло и размыл почву под корнями, с каждым годом процесс движется все глубже и дальше, и дерево фактически висит на боковых корнях, заякоренных в стенах образовавшегося оврага.
Под корнями можно гулять, некоторые особо умные люди любят на этих корнях повисеть, как на турнике. При этом дерево - тоже пихта Ситка, как и гигант на озере Киннолт. Оно конечно сильно моложе (лет 150) и тоньше, но крепкое, зеленое, и к счастью помирать пока не собирается. Совершенно непонятно, как долго это все продлится. Собственно пока дерево защищено от океана большой свалкой принесенных морем стволов. Но рано или поздно это все закончится печально. А пока народ спешит увидеть Древо Жизни.
Кстати, считается, что процесс эрозии почвы под Древом Жизни был вызван человеческой деятельностью. Сначала ручей, текущий через кэмпинг, отвели в сторону и спрямили, усилив и ускорив сток. А потом для защиты берега под кэмпингом от размывания поставили частокол из вертикальных бревен, который как раз заканчивался около Древа. На краях такого частокола за счет интерференции волн при высоком приливе возникают отбойные течения, усиливающие эрозию. Ну а нынче многочисленные туристы, залезающие на бедное дерево, висящее в воздухе, рискуют его доломать. Впрочем, местные рейнджеры считают, что примерно треть корневой системы пока прочно сидит в земле. Так что авось дерево еще поживет.
А пляж около Клалоха прекрасен и без дерева. Он тянется на десятки километров и большую часть года укутан туманом с океана.
На озере Озетт солнце и жара, а в 20 милях на океане холодный ветер и морось, фото в этом посте все сделаны в один день. И это огромное пустое пространство всегда одинаково действует на наших девчонок: им хочется бегать, прыгать и скакать, и старшей, и младшей.
Счастье свободного движения, не важно куда, можно хоть кругами, лишь бы ни на миг не останавливаться.
И взрослым хорошо - деваться девчонкам некуда, издаля видно, самим можно неспешно прогуливаться, собирать ракушки, трепаться и фотографировать. Например кулика с обалденно длинным носом, так и называется - длинноклюв...
А туман и холод - дело обычное.