В последнее время я каждый день в прессе вижу сообщения о том, что искусственно синтезированные антитела против Ковида вполне эффективны, но их не используют, несмотря на наличие в аптеках.
При этом, когда Ковидом заболел наш бывший президент Дональд Трамп, его как раз лечили коктейлем из двух антител от компании Регенерон, причем в какой-то дикой дозе типа 8 грамм (что скорее всего означало несколько часов вливания через капельницу). Но спасение президента вовсе не привело к широкому использованию антител.
Насколько я понимаю ситуацию:
1. Антитела эффективны только в начале инфекции, чтобы резко затормозить размножение вируса.
2. Тяжелое течение болезни связано не с самим размножением вируса, а с реакцией организма пациента на резкое увеличение количества вируса в тканях. Наступает эта реакция после превышения некоего порогового значения.
3. Реакция может принять форму цитокинового шторма, когда ради убиения вируса иммунная система идет в разнос и убивает хозяина.
4. На этапе цитокинового шторма наличие в организме вируса уже несущественно, триггер сработал, процесс пошел, уничтожение триггера запущенный процесс не останавливает. Нужно давить иммунную систему с помощью стероидов, чтобы спасти хозяина.
5. Легкое течение болезни связано с тем, что иммунная система не допускает быстрого размножения вируса. Например, за счет врожденного иммунитета типа интерфероновой системы. Или за счет наличия анти-Ковидного иммунитета после прививки.
В результате, антитела (или плазма крови переболевших) эффективны только в том случае, когда инфекция только что произошла, и есть опасение развития тяжелой формы. Они становятся не нужны, если организм справляется сам, зачем ему мешать, ведь ударная доза чужеродного белка-антитела вряд ли проходит совсем без последствий. И столь же не нужны антитела, если уже наступило тяжелое состояние: триггер сработал, есть вирус или нет - уже несущественно. Лечение недешево, на данном этапе $1250 за дозу (за препарат от Илай Лилли). Необходимость внутривенного вливания сильно увеличивает расходы, это все же не укол, а длительная процедура. Плюс клиничесие испытания показали, что вероятность попадания в реанимацию остается, хотя и уменьшается примерно в 5 раз: с 6.3 до 1.6%.
Вроде как федеральное правительство покрывает стоимость применения антител, но учитывая сложность и запутанность американской системы здравоохранения, это замечательное утверждение скорее всего означает жуткую головную боль для пациента. При этом отсутствуют тесты, которые могут показать скорое наступление тяжелых последствий. Собственно, вирусные инфекции развиваются быстро, насколько я понимаю, речь идет о максимуме примерно в 5 дней от момента появления симптомов. За это время надо успеть понять, что вирус быстро размножается, и что пациенту должно скоро поплохеть. Одно дело Трамп - там можно просто сразу начать профилактику, президент все же. Другое дело все остальные, большинство из которых еще и легко отделаются, даже если заболеют. А если автоматом делать профилактические вливания всем, кто в группах риска, то есть людям после 60 и страдающим ожирением, то при нынешнем уровне заражений 300 тысяч доз будут нужны в месяц, а столько нет.
Есть всего что-то около 300 тысяч доз, произведенных за несколько месяцев. Собственно, для этого производства Регенерон получил от федерального правительства 500 миллионов долларов, честно деньги потратил, антитела разработал и произвел сколько договаривались. Но для всех этого мало, а для части - слишком много. В результате, антитела лежат себе в холодильничках и не используются, а больные либо сами выздоравливают, либо их вытаскивают с того света с помощью стероидов и реанимации.
Дополнительный гвоздь в крышку гроба для антительного лечения - это иммунизация. При наличии 90-95% эффективности, да если еще принять во внимание отсутствие тяжелых случаев среди вакцинированных, - лечение с помощью антител становится лишним. К сожалению, если кто-то не может быть иммунизирован из-за наличия тяжелых вариантов аллергии, антитела для этого пациента будут столь же опасны.
Наша контора тоже пострадала от пропажи интереса к антителам. Наша технология состоит в секвенировании генов, которые кодируют антитела, особенно их изменчивую часть. И в прошлом году наши бросили много сил на выявление анти-Ковидных антител. Идея состояла в том, чтобы сравнить наборы генов, которые наблюдаются у пациентов с Ковидом, против базы данных по генам антител, которая была получена до 2019 года. А потом наиболее часто встречающиеся у больных антитела, так называемые "общественные", можно в лаборатории синтезировать и проверить на связывание и нейтрализацию вируса.
Пилотный проект попал ко мне в феврале, пациент был из Италии, я закончила как просили, за неделю. Потом итальянские и нью-йоркские образцы повалили косяком, в сумме наши проанализировали больше 6 тысяч больных. Получили около 2900 перспективных антител. После длительного и многоступенчатого скрининга на связывание и нейтрализацию оставили около 20 кандидатов. Некоторые из них прекрасны - например антитела к шипиковому белку, которые связываются и нейтрализуют не только исходный вирус, но и все новые варианты, включая английский и южно-африканский. Известно, что например вакцина от Астра-Зенеки теряет эффективность против варианта из ЮАР, а наши антитела отлично продолжают работать. И все равно они никому не нужны. Наш партнер Амджин, который собирался их синтезировать и продавать, от этой затеи отказался. Новых партнеров пока нет, а в одиночку мы не можем, нет мощностей. Вот наши и сидят на целом портфолио крайне многообещающих продуктов, а покупателя нет. И скорее всего не будет.
Работа конечно зря не пропала. На основе имеющихся данных можно определять, имеет ли конкретный человек иммунитет против вируса. Можно еще следить за наработкой антител после вакцинации, и вообще для исследований эти данные могут оказаться очень нужными. Но компания у нас все же коммерческая. А значит надо бы как-то все же заработать денег на уже сделанном. Мне сейчас очень интересно, как наши будут выкручиваться.