Отчёты, конечно, надо писать сразу по горячим следам, пока в голове играет музыка с феста. Вообще я кучу постов задолжала читателям и самой себе: про поездку в Мезмай к Леляне Станишевской, ностальгический пост про бывшего спутника (столько времени воображала такое вот пафосное прощание на публику, а сейчас - никак), про поездку на Север с экскурсией от Музея кочевой культуры (гыгыгы, отчитаться про Север я обещала аж три года назад).
Я удивляюсь: вроде бы я стала увереннее в себе и в своём пути, в том, что мне есть, чем поделиться... но писать по-прежнему тяжело. Это лет десять-двенадцать тому назад хотелось прыгать, радоваться происходящему и всех звать в свой круг, а сейчас... вроде уже и не хочется забиться в норку и замолчать, но и сил строить новое пространство пока мало.
В любом случае, лучше отчитаться про ФСФ, чем ждать подрыва сначала написать все старые отчёты.
На ФСФ я поехала с коллегами по танцевальной команде в качестве "группы поддержки", на сцену в этот раз не выходила.
Фест был не совсем такой, как я ожидала, так как я привыкла к бесплатным постхипповским тусовкам а-ля "Пустые Холмы" и "Быть добру", а ФСФ - это сильно платное мероприятие на территории байк-центра. И атмосфера другая, более городская, и тусовка незнакомая. Впрочем, это я первые дни ворчала, а на третий день уже лица примелькались, и стало уютно.
Главные мои герои феста, ради которых я, собственно, и напросилась в группу поддержки - это, конечно. Corvus Corax. Года три-четыре назад я по ним по-настоящему фанатела. (Кроме прочего, Corvus Corax - это единственная группа, под которую я могу переводить. Года четыре назад я в начале рабочего дня просыпалась у спутника в Строгино, продирала глаза, шла на кухню, заваривала чай и заводила ноутбук с мониторингом немецкой прессы под волынки и латынь, и это воспоминание доброе, хоть я и рассталась как с переводами прессы, так и с хозяином строгинского флэта). Так и не увидела их тогда вживую, а сейчас ухватилась за этот шанс.
"Вороны" не подвели. Вообще говоря, средневековщина - музыка довольно занудная и не самая эмоциональная. Но удивительно: во второй день феста на сцене стояли три средневековых группы - тюменские Gilead, с которыми выступали мои коллеги, московские Teufelstanz и Corvus Corax - и скучно не было! Все они оказались разные, с разным настроением и с разными манерами, но все умеют играть и всех прёт то, что они делают, а это беспроигрышное сочетание. У Corvus Corax отдельное шоу, как они пляшут и носятся по сцене со своими волынками и барабанами. Если они будут в Москве - постараюсь не пропустить.
Gilead тоже оказались классные, я их считала бОльшими раздолбаями, но у них всё на уровне: и владение инструментами, и умение зажечь публику, и сыгранность. Ну и танцовщицы у них крутые, хихи. :))) (Даже если в дальнейшем на сцене с ними в составе нашего коллектива буду я, хуже от этого не будет).
Вторые герои - "Сруб". Было неочевидно, что мы останемся их послушать - они были ранним вечером последнего дня, и, по-хорошему, нам во время их выступления уже надо было стартовать. Но слава общей копучести! Мы успели увидеть и услышать постпанковскую группу, поющую, по моему выражению, "про русских чертей", про недобрые тайны, ждущие путешественника на просёлочной дороге от одной полуброшенной деревни к другой, про всё, что мне знакомо по стопным странствиям, но очень плохо поддаётся формулировкам. При всём том они совершенно не вписываются в стереотипы групп, которые пытаются о этом петь: они не родноверы в косоворотках, не фолкеры с колёсными лирами и не металлисты с гитарными запилами. Всё мрачное, давящее впечатление - на бесстрастном вокале, холодных звуках клавишных, отчётливой басовой линии и чистой гитаре (хочется ещё "доктора Аваланча" приплести, т..е. драм-машину, но барабанщик у них живой). И то, что ноги у них растут из 80х и "олдскульной готики" типа Bauhaus (о каковых нам напомнил дедушка, рубившийся рядом с нами: кажется, он нас за сочетание трайбла с такой музыкой пытался подколоть фразой о том, что лидер Bauhaus-де после сотрудничества с Офрой Хазой тоже увлёкся востоком и принял ислам), тоже оказалось мне очень созвучно.
Совершенно не АТСная музыка, но плясать АТС под песню с припевом: "с рассвета лучами исчезнет страх" для меня оказалось очень правильным.
Удивил Нейромонах Феофан: слышала его раньше, оценила за оригинальность, сочла таланливым стёбщиком... и на этом моё отношение к нему закончилось, хоть многие из танцевальной тусовки его любят. И на ФСФ с некоторой оторопью глядела на дико скачущего по сцене парня в костюме, стилизованном под облачение схимника, с микрофоном и с балалайкой, на ростовую куклу медведя (!) на сцене... но не могла не оценить, что музыка качает, а чувак отлично заводит публику. Не то чтобы я теперь поставлю себе на будильник какое-нибудь "в сердце драм, в душе - светлая Русь" или "надо поле притоптать", но буду регулярно вспоминать его с улыбкой.
Профессионализмом и драйвом удивила группа "Омела",выходцы из Butterfly Temple. И Eluveitie (которых один из наших попутчиков переименовал в "Наливайте"). Ну то есть я понимаю, что Eluveitie - звёзды, да и мужики из "Омелы" не первый год играют, но всё равно и от фолка, и от металла я ожидала большего трэша и угара, ан нет - всё как на картинке, и группа, и публика.
И, наконец, позабавила пермская группа "Т.Р.О.И.Н" с песней "Трактирный фолк", очень точно передающей суть происходящего (увы, в ВК её нет, так что музыкальная иллюстрация там другая). Этих товарищей я тоже в дальнейшем буду рада видеть на каких-нибудь сборных солянках, потому что они тоже умеют играть, веселиться и заражать весельем публику, а что ещё надо.