Очень сложно выбрать правильную музыку и решить, в каком направлении двигаться, когда ты не знаешь человека - особенно в работе с топ-спортсменами, которые уже побеждали и завоевывали медали. Ты можешь быть знаком с их катанием, с тем, как они двигаются и с их образом на льду, но это не означает, что ты понимаешь, кто они на самом деле, что они за личности, какая у них душа. А для меня, как для художника, это и есть самое важное. Мне не так интересен их сложившийся образ на льду и то, что они катали до меня, мне важнее знать что-то об их личности и попытаться вытянуть из них что-то такое, чего они не показывали до этого, чего они не чувствовали и потому не включали в свое катание.
***
Я не стараюсь изменить своих спортсменов - я стараюсь понять, что они собой представляют и что мы с ними можем сделать. Это процесс открытия самого себя как личности. И он не похож на то, как работают художники или композиторы. Когда ты сочиняешь музыку, ты имеешь дело с тишиной и своими собственными мыслями, со своей душой. Я же имею дело с живым человеком - и музыкой! Да, эта музыка может вдохновлять меня на свои собственные идеи, но это работает только тогда, когда эти идеи достигают другого человека - ведь именно ему предстоит потом их воплощать! Так что мои идеи не имеют ровно никакой ценности, если они не трогают этого человека, если человек не чувствует их и не может ничего с ними сделать.
***
Помимо прыжков, у любого фигуриста есть некоторый набор движений, который ему удобно делать и который он делает хорошо. Как хореограф, ты пытаешься найти способ использовать эти движения. Это как если бы я пришел в твой дом и посмотрел на ту мебель, что там стоит, и потом задался бы вопросом, как изменить декор твоего дома, используя все те же предметы - и при этом сделать его лучше! Вот этим и занимаются хореографы. Да, мы стараемся принести новую подушечку, новый стул, может быть новую картину, иногда меняем оттенок цвета на стене, но мы не выкидываем всю старую мебель. Мы работаем с тем, что есть. Эти фигуристы уже находятся в топе, они уже на вершине карьеры, они где-то в районе топ-10 или топ-5 - они уже очень хороши! У них масса прекрасной мебели и красивых картин на стене. Было бы глупо просто выбросить все это. Вот поэтому видны некоторые сходства. Даже если бы Шома работал с другим хореографом, Вы бы все равно увидели эти сходства, потому что Шома - это Шома. У него есть свой неповторимый стиль.
***
Когда я работаю, каждая программа становится паззлом. Может быть, это не настолько заметно поначалу, но вообще я не оставляю пустых мест, в которых фигурист бы просто катил из одного конца катка в другой. Все идет либо на счет «8», либо на «6», в зависимости от фразировки в музыке. И каждая деталь прилаживается друг к другу как в паззле, включая прыжки и вращения. Некоторые фигуристы испытывают проблемы с этим, особенно если они никогда не работали с хореографами типа меня - они могут ощущать зажатость, потому что им хочется в случае чего менять все по ходу дела. Это был один из тех моментов, как мне кажется, который был Шоме понятен, потому что мы работали с ним до этого над показательными программами. Когда мы приступили к работе над произвольной программой, он уже понимал, как работает моя голова. Он был полон решимости пройти этот процесс со мной.
Конечно, я хочу, чтобы мои фигуристы чувствовали себя комфортно. Но ты не можешь просто так поменять тут и там фразировку, в противном случае все это потеряет всякий смысл. Для меня хореография - это больше, чем отдельные акценты или вершины. Это как плести паутину. Мы следуем за приливами и отливами музыкальной мысли, за фразировкой, за эмоциональными поворотами, за сменами тональности - мы следуем за музыкой!
***
При прокате более «ранимой» по тематике вещи всегда есть риск. Гораздо больший риск, чем при прокате какой-нибудь чемпионской музыки типа «Гладиатора». Громкую чемпионскую музыку катать просто. От тебя не требуется какой-то эмоциональной связи с музыкой, тебе просто надо хорошо откатать. Если же это более «ранимая», тонкая, чувствительная вещь, это всегда риск. Но когда ты катаешь ее по-настоящему хорошо, отдача идет огромная. Но риск тоже огромен. Всегда рискованно обнажать свою душу.
***
Когда же речь идет о произведении с голосом, требования только растут. Когда поются слова, когда проговариваются фразы, когда в буквально смысле слова рассказывается история, хореографические требования становятся еще более высокими. Это теперь не просто подъемы и спады мелодической линии, не просто громкий фрагмент, за которым следует тихий - это еще и слова, смыслы, мысли, образы, картины. Все это теперь не оставляется на откуп воображению - это же слова, мы все знаем, что они означают! Поэтому всякий раз, когда я использую для соревновательной программы вокальную музыку, мне нужно инструментальное вступление к ней. В начале будет небольшой кусок хореографии - потом пошел, бум, квад! Небольшая и несложная связочка - не очень обременительная физически - пошел, бум, квад! Еще раз то же самое: простая связка - не очень обременительная физически, но сделанная в музыку - и пошел, бум, квад (или тройной аксель)! И вот тут-то я наконец могу позволить вступить голосу, потому что в этот момент у меня будет секунд десять, в течение которых мы можем сделать что-то такое, что будет реагировать на слова.
***
Я стараюсь убедить своих фигуристов в том, что они должны натренировать свое «ухо» так, чтобы оно следило за музыкальной фразировкой, чтобы каждая подсечка, каждая тройка, и каждая деталь прыжка - включая смену направления движения, подготовку прыжка, его начало и вершину - были музыкальными. Это помогает. Музыка поднимет их вверх, она упростит исполнение технического трюка, когда они находятся под давлением.
***
Тайминг - это один из важнейших факторов при исполнении сложных технических элементов, в том числе квадов. Тайминг прыжка - ключевая вещь. Более важная, чем толчок, усилие и все остальное. За все те годы, что я тренировал, наибольших успехов достигли те фигуристы, которые были полностью привержены правильному таймингу.
А знаете, кто был в этом отношении образцом? Ким Юна! Она очень музыкальная: любит петь и у нее очень красивый голос, она любит музыку. Она верила всему, что я ей говорил. Делать все в музыку не было для нее каким-то трудным вызовом - это была жизненная необходимость. Если она катала мимо музыки, она падала. Она не могла себе позволить кататься мимо музыки. В выступлениях Ким трудно отыскать хотя бы один-единственный момент, когда она катит мимо музыки. И она была одной из самых надежных спортсменок в истории фигурного катания.
Непросто пытаться убедить в этом других фигуристов. Фигурное катание немного наивно в этом отношении. Они думают, что техника - это техника, а артистизм - это артистизм. Это не так. Должно быть единство двух сторон! Когда вы занимаетесь в танцевальном или балетном классе, ваши учителя будут на одном дыхании упоминать технику и артистизм. Потому что в технике уже присутствует артистизм, а в артистизме - техника.
***
… маленьких деталей, которые делают звучание программы более отчетливым для зрителей; маленьких деталей, которые делают программу удобнее для фигуриста - эти мелочи, детали решают все. По ходу сезона, особенно когда фигурист приближается к прокатам на чемпионате мира, такие мелочи становятся все важнее и важнее. Одна из моих постоянных головных болей - спортсмены, которые не понимают необходимости дополнительной работы над программой. Я им всегда говорю: позвоните мне! Позовите меня, мы все сделаем проще и лучше. Хореографов нужно включать в процесс доработки программы. Это совершенно необходимо, если вы хотите создать что-то запоминающееся.
***
Существует особый японский стиль катания и он выделяется такими качествами, как непринужденное скольжение и скорость, мягкие колени, глубокая реберность и взрывная, но при этом очень органичная, прыжковая техника. Там можно увидеть историю боевых единоборств и основы той философии, с которой они живут - это можно увидеть в их стиле катания.