На днях наткнулась на статью о том, почему
в обучении нужно хвалить, а не ругать. С примером из жизни в лице двух учительниц. Моментально такой пример всплыл и у меня в голове. Два инструктора на катке, прежний и нынешняя. Конечно же, сначала вспомнилась Лена… Но начну я не с неё.
Первым был Ник-Ник. Первые два года мучений. Первые шаги на льду. Первый выход на скоооользкую поверхность. Именно тогда мне были нужны слова поддержки, именно тогда они были сказаны. Он произносил их и тогда, когда пыталась что-то делать помимо простого хода вперёд. Критиковал ли он меня когда-нибудь за катание, ругал? Нет. Только поправлял, показывал, как надо. Если и ворчал, то это было связано с расхождением наших взглядов на жизнь во время бытовой болтовни. В деле же инструктора он постоянно подбадривал, подмечал каждую мелочь, сделанную лучше, чем обычно. Когда я ёрзала рядом с бортом, он указывал на мужчину, передвигающегося руками по бортику, и говорил, что я уже не худший катальщик. Если я всё катание ковыряла лёд, пытаясь сделать тройку, он мог сказать (со всей искренностью) «одна тройка была хорошая», и в моём сознании оставалась именно эта единственная хорошо сделанная тройка. «Каталась как начинающий, а теперь - как продолжающий»; «твой разбег длиннее»; «У тебя уже многое получается»; «прибавила»…
Я ведь не собиралась специально чему-то учиться. Вплоть до первого похода на каток я воспринимала физическую нагрузку как унижение и наказание. Но его поддержка (плюс поддержка Лены П) сыграла большую роль: изменила моё отношение к спорту и физкультуре, изменила меня. Я сама начинала верить, что я чему-то научилась, что я действительно что-то могу. Это один из редких примеров, когда мне реально повысили самооценку. При всех человеческих грешках Ник-Ник был толковым инструктором и психологию знал.
Потом Лена-инструктор. С Леной не попёрло с самого знакомства - «вращения и прыжки запрещены». Потом всё само разрешилось, но доверия к ней я уже не испытывала. На третье «потом» она собрала по кускам нашу компанию и пригласила заниматься на стадионе. С этого началось. А нет, вру, ещё до этого, на льду, она успела пару раз отбить мне желание кататься, сказав, что всё неправильно и надо начинать с самого начала…
Бесплатные занятия офп и хореографией, дело благородное, НО. У Лены авторитарный стиль. Мальчиков она ещё хвалит, девочек (нас с Катей, в частности) не любит совсем. Что бы я ни делала, на льду ли это, в зале или на стадионе, любое движение Лена критикует сварливым тоном. Да, оочень недобрым голосом. Не олимпийский резерв, но этак напрягает. Ещё любит издевательски подкалывать и обесценивать. Да здравствует унижение и наказание.
Какая у меня может быть мотивация? Если я выбрана в качестве жертвы, объекта насмешки и придирки, то я так и буду жертвой, даже если выпрыгну из штанов. Летом, помимо наших тренировок, я занималась самостоятельно часа по два почти каждый день, и даже в поездке вставала рано утром, чтобы сделать зарядку, а в итоге слышала: «Ничего ты не делала». Как бы я ни старалась, всё время я «халявщица», постоянно «филоню». Думаю, что совершенства в природе нет, путь к нему длится всю жизнь, но даже самого трудолюбивого человека (а я ведь считала себя трудолюбивой, представьте) можно разрушить обвинениями в отлынивании. Зачем стараться, если всё равно не оценят? Как стараться, если яму не разгрести? С учётом моей ядовитой самокритики эффективности от такого подхода - ноль.
Говорите, без тычков прогресса не будет? Но я же всего-навсего любитель, который случайно встал на коньки и пока ещё не бросил. За медалями мне гнаться поздно, травмы мне не нужны, значит, нужно получать удовольствие. А какое может быть удовольствие, когда тебе постоянно говорят, что всё не так и ты плохой? Может, Лена и понимает, что мы не профессиональные спортсмены и гнобить нас нет смысла, но по-другому она просто не умеет. Вероятно, в детстве также шпыняли, жизненные психотравмы и т.д.
Не могу сказать, что только Лена убила мне мотивацию. Я вообще на неё не обижаюсь, так, слушать надоело. Не хочу обвинять кого-либо в своём кризисе, но этот вот фактор тоже сыграл свою роль.
Удивительно, что только сейчас мне пришло в голову поставить рядом Ник-Ника и Лену. Возможно, это странно - вспоминать и переосмысливать с высоты половины пед образования детали из прошлого, тем более, что я знала этих людей в разные отрезки времени, но сопоставление интересное получилось. Вот вам и разница между двумя инструкторами. Да и методы Ник-Ника точно можно на заметку взять.