...или Stealth-технологии Первой Мировой...
Как правило, если речь заходит о предшественниках нынешних Stealth-fighter'ов\bomber'ов, знатоки и любители авиации (особенно отечественные) немедленно вспоминают об опытах С.Г.Козлова обр.1934-37 гг., авиетке А.С.Яковлева АИР-4 и таинственном французском Rhodoid'е:
Но вообще-то, на самом деле идея была впервые реализована ещё за 20 лет до того, примерно в 1916 г., в Германии:
Вскоре после начала Первой Мировой, немцы озаботились вопросом маскировки летательных аппаратов тяжелее воздуха, и, хотя было создано немалое количество различных камуфляжных расцветок, в т.ч. и весьма оригинального свойства:)
Однако специалисты, занимавшиеся подбором наиболее эффективных схем камуфляжа, вполне справедливо рассудили, что все они неуниверсальны и по своему хороши только для определённых условий освещения, природно-географических зон и пр.
И тогда, в 1916 г. появилась весьма нестандартная идея - понизить заметность самолёта вообще лишив его всякой маскировки, сделав его по возможности ПОЛНОСТЬЮ ПРОЗРАЧНЫМ!
Fokker E.III (cellon covering) at Schwerin
Для этого обшивка самолёта должна была быть выполнена из т.н. целлона ( cellon, встречается также название zellon) или т.н. "негорючего целлулоида", производившегося на тот момент печально известной IG Farbenindustrie
Испытания проводились в 1916-17 гг. на аэродроме Berlin-Döberitz.
Экспериментальный Rumpler C I, обтянутый целлоном.
Eine Aviatik C. I wird auf diesem Bild durch den Stab des General Luftstreitkräfte inspiziert.
Результат, как говорится - налицо!
Ободрённые первоначальным успехом, авиапромышленники помимо сравнительно малогабаритных истребителей и разведчиков попробовали применить целлон и для обшивки более солидных летательных аппаратов:
Фюзеляж тяжёлого бомбардировщика Linke-Hoffmann R.I 8/15, обтянутый целлоном в сборочном цеху
Как можно видеть из представленных материалов, прозрачная обшивка, действительно, делала самолет намного менее заметным.
Однако, первоначальные успехи успех быстро сменились разочарованием.
Во-первых, в конструкции самолета оказалось множество элементов, которые физически невозможно сделать прозрачными - мотор, силовой набор фюзеляжа и крыльев, ну и экипаж, конечно :)
Кроме того при испытаниях было отмечено, что обшивка сильно бликовала на солнце, что значительно снижало маскирующий эффект.
Во-вторых, ближе к концу Первой Мировой скорости самолётов постепенно выросли до 200 км/ч, а то и слегка перевалили за указанную отметку, в результате чего запас прочности обшивки, выполненной из целлона перестал удовлетворять нормам безопасности (кстати, с этой же проблемой позже столкнётся и упомянутый выше С.Г.Козлов)
Усугублялась проблема с прочностью обшивки ещё и тем фактом, что целлон был довольно гигроскопичен (хорошо впитывал влагу), в результате чего после малейшего дождя обшивка сначала растягивалась, шла волнами, а затем, подсыхая и укорачиваясь, рвалась...
Ну и не будем забывать о появившихся как раз к этому времени звукопеленгаторах - от тарахтения мотора прозрачная обшивка ни разу не помогала :)