Click to view
Посмотрела на прошлой неделе, между прочим, наконец-то, фильм "Анна Каренина" Джо Райта и Тома Стоппарда (2012).
На удивление, "Анна Каренина" мне понравилась всем. Никто и ничто не покоробило.
Все актёры на своих местах, все играют, как надо, оформление, съёмки, режиссёрский замысел театральной сцены, - всё хорошо.
Понравились - буквально все. Никого, кто бы не оказался хорош. Все и всё. Отдана дань условности.
Кира Найтли даже понравилась в роли Анны.
Хорошо сыграла. Вписалась. Закричать "не верю" и замахать веером на неё или зашикать "вон со сцены" (такого воздействия на зрителя можно ожидать от этой актрисы) совершенно не хотелось. Так что я бы даже сказала, хотя это может быть заслуга режиссёра, а не актрисы, но она здорово "прибавила" по качеству своей игры в этом фильме.
Джуд Ло - хорош. Жаль, что его мало. Единственный образцово-показательный аристократ в фильме - Каренин. Прекрасная сцена, когда он разрывает в клочки письмо, и эти клочки взлетают вверх, и падают, падают, падают, он смотрит наверх, камера отъезжает - мы видим снег, камера отъезжает ещё - мы видим сцену, декорации, и снег оказывается тоже бутафорский.
Левин - понравился. Вообще всё, что связано с Левиным,- хорошо. Ещё при чтении романа, помню, всегда когда повествование касалось Левина, было ощущение, что душа отдыхает, и этот контраст удалось создателям фильма передать, я бы даже сказала, блестяще. Вообще мораль романа я воспринимала как "у плохих людей всё плохо, у хороших людей - всё хорошо".
Возвращаюсь к фильму. Даже Вронский мне понравился! Уж на что о нём отзывались, как всего-навсего о лощёном красавчике. Нормальный хамоватый блондинчик. Ротмистр Вронский. Флигель-адъютант Е.И.В. Не так уж и плох, как мог бы показаться. Приятный бодрый молодой человек.
Понравились сцены измены Стивы, бюрократии Стивы или сцена бала, специально решённые в водевильно-мюзикловом ключе.
Даже музыка, которая представлялась карикатурной, псевдо-русской, псевдо-народной, наполненной то ли еврейскими мотивами, то ли мотивами румынской цыганщины, словом, уж как угодно её назови, в отрыве от картинки, когда я впервые её услышала прошлой осенью, она вызвала у меня недоумение - и вот это - музыка к А.К.?!.... Я склонялась к тому, что итальянский композитор изрядно увешал музыку развесистой клюквой, не слишком хорошо понимая, что такое "русское", и "Во поле берёза стояла" его не спасла. Между тем, оказывается, вот именно такая нарочито нерусская, явно с преувеличенным звучанием ударных и медных духовых инструментов музыка, с мотивами то ли замызганного еврейского местечка, то ли босоногой карпатской деревушки (не хватает только появления конокрадов) - замечательно поддерживает общий замысел спектакля - да, больше смотрится как фильм-спектакль, и прекрасно, что так! Музыка именно что театральная, в стиле латаного-перелатаного балагана, нищего заезжего цирка.
Я не могу сказать, что этот фильм я буду пересматривать, но что фильм отлично сделан - под этими словами я смело подпишусь.
Непревзойдённой Анной Карениной для меня остаётся Вивьен Ли.
К.Найтли - мелковата, масштаб не тот - если бы требовалось сыграть, как Вивьен Ли сыграла - женщину большой души и сильного чувства, по сути, шекспировского размаха персонажа. Но для замысла А.К. в качестве параноидальной истерички, мелкой безмозглой дамочки - жертвы адюльтера, тупой курочки, К.Найтли прекрасно подошла.
Конечно, тут же у меня возникло некоторое возмущение, что такую-то сцену не показали, такие-то черты развития отношений с Вронским упустили, что А.К. стала выглядеть женщиной, которая вначале в токсикозе беременной не сознаёт себя, затем - просто послеродовая депрессия, а затем пристрастие к морфину или к алкоголю, что там она употребляла. Словом, тётка впала в неадекват.
Грубовато.
По книге-то не так. По книге-то любовь Вронского прошла, и это стало трагедией для А.К.
Ну и сцена знакомства А.К. с Левиным, после которой-то она и шагнула под поезд, поняв, что существуют на свете нормальные человеческие отношения и нормальные мужчины, мне казалось, ключевая, а нет, оказывается, по мнению Тома Стоппарда, не так.
Однако оставляю это на откуп создателям фильма - всего не покажешь, имели право. И так уделили Левину много времени, обычно ему меньше уделяют.
Новое прочтение классики меня не задевает. А по-моему, тут обошлись новаторски, и были даже моменты, когда я думала "ух, всё-таки это Том Стоппард!" Плюс с уважением к сюжету, уж во всяком случае - ведь нет никакой фантазийной концовки типа А.К. раскаявшейся, выжившей и вернувшейся к мужу, или, допустим, оставшейся с Вронским. Короче говоря, довольно близко к тексту.
Мне всё понравилось. Ругательных рецензий на этот фильм ни одной не поддерживаю. Хвалебные - пожалуй. Не шедевр, но очень хорошо.
Если стоит выбор "смотреть/ не смотреть" (вдруг кто-то ещё не посмотрел, как я долго откладывала с месяца на месяц), то однозначно "смотреть".