День первый.
Ну вот, сбылось мечтанье и осуществился долг памяти. Мы с Андреем побывали в городе, где он родился, где изнывала от рабского труда и была счастлива своей молодостью и любовью его мать.
15 июля, через неделю после Андреева дня рождения, мы улетели в Берлин. Берлин в этот день встречал футболистов. Последствия этой встречи через день сильно ограничили возможности нашего знакомства с немецкой столицей. Но об этом потом. Из Шенефельда приехали в Берлин на главный вокзал и тут же укатили в Эрфурт. Я сознательно брала билеты так, чтобы осталось немного времени посмотреть на что-нибудь еще, помимо Мюльхаузена. В Эрфурте, знамо-дело. много не увидишь за неполный час - так, пробежались около вокзала, мало что поняли - и на региональном поезде рванули на "историческую родину" моего мужа.
Номер в отеле, находящемся в пяти минутах ходьбы от вокзала, нас уже ждал, трех моих немецких слов хватило, чтобы объясниться, и мы, закинув шмотки, отправились знакомиться с городом. Конечно, поездке предшествовала подготовка: было много читано, составлены гугл-карты будущих маршрутов, планчик-конспектик - все путем...
Но первый вечер мы шатались без плана, просто глядели на город, в котором хорошо и спокойно живут пенсионеры, в котором меньше 40 тыс.жителей, нет сколько-нибудь значимых производств, а профессия врача популярней всех остальных. Буквально через дом-другой встречались таблички о том, что "здесь ведет прием очередной доктор медицины". И хотя тюрингский Мюльхаузен лежит вдали от туристских троп, там есть все, что может понадобиться праздношатающемуся путешественнику.
В поисках "чего бы перекусить" мы заглянули в первое попавшееся бистро, и там нас накормили до отвала мясом, приготовленным по-тюрингски, напоили пивом, и вообще в следующие два дня мы вполне по-приятельски обменивались с обслужившей нас официанткой дружеским "Чю-юс".
Планировали мы в этот первый вечер побывать на концерте местного хора, который предполагался в костеле Divi Blasil. Но не попали - не сумели найти костел, который является одной из основных достопримечательностей города!
Бродили вокруг, совсем рядом, но в городе 14 храмов! Короче, блуждали в свое удовольствие по Мюльхаузену, напоминающему Любек, окруженный лесами и холмами. Да и гугл-плана к этому месту я не предусмотрела. Часов в 10 вечера по местному времени, утомленные дорогой и прогулкой, рухнули мы в мягкие постели отеля "Мираж" и мгновенно вырубились
День второй
С утра пораньше мы решили действовать по плану. Ведь в Мюльхаузен мы приехали с определенной целью: увидеть места, в которых прошла молодость Валентины Михайловны и в которых началась Андрюшина жизнь.
По гугл-плану мы пошли к Вагенденштрассе, где во время войны находился барак, в котором почти два года провела мать, оказавшаяся в этих местах не по своей воле. Барака, естественно, уже нет, на его месте вполне современный домик с ухоженным участком, построенный в 70-е годы. Нечто похожее на этот барак мы сфотографировали напротив, видимо, он используется нынешними хозяевами как хозяйственная постройка.
Следующий пункт нашего путешествия - больница, в которой родился Андрей. Она на том же месте и в той же функции.
Дальше наш путь лежал к тому потерянному накануне костелу Святого Василия. Он интересовал нас по двум причинам. В Мюльхаузене начал свой творческий путь Иоган Себастьян Бах, 300 лет назад 22-х летним юношей поступивший на должность органиста в тот самый Divi Blasil и прослуживший там два года. В полдень по средам (а это была среда) в костеле проходят бесплатные органные концерты с помощью того самого органа, на котором играл Бах. Когда в 1959 году орган реставрировали, обнаружили документы, подтверждающие этот момент в биографии композитора.
Второй причиной было то, что у памятника Баху в 15 час. мы должны были встретиться с человеком по имени Рольф Обак. Я нашла его по интернету перед поездкой. Рольф - член муниципального совета города. История Андрея его заинтересовала, и он решил нам немного помочь.
В полдень мы послушали орган, произнесли вместе с другими посетителями костела "Отче наш" - они по-немецки, мы по-русски, и до встречи с Рольфом надумали прогуляться к лебединому озеру, которое тоже фигурировало в рассказах В.М.
Озеро чудное, лебеди совершенно ручные.
Перед встречей надо было перекусить, и мы зашли в ресторанчик под названием "Пушкин-холл". Наследие советско-германской дружбы времен ГДР порадовало нас традиционной кухней Тюрингии и пивом, а также русскоговорящим официантом по имени Сергей. В Пушкин-холле происходят разнообразные культурные мероприятия, увидеть которые нам, увы, не довелось.
И вот ровно в три часа дня мы вновь у Divi Blasil, и навстречу нам идет Рольф. Выяснилось, что, хотя он не раз бывал в России, по-русски он говорит примерно как я по-немецки, но нашему общению это не помешало.
На своей машине он два часа возил нас по окрестностям Мюльхаузена, в которые мы вряд ли когда попали бы без него. Мы побывали в поселке Обердорла, где в годы войны содержались пленные французы, и среди них отец
Андрея Андре Вайда. Барак с тех пор перестроен в гостиницу, но ее хозяин, говорящий по-русски, показал нам фотографии военных времен, на которых этот дом изображен.
Рольф отвез нас к "Городу в лесу". Там были подразделения "Бухенвальда", в которых работали около 30 тыс. пленных разных национальностей. Под кронами деревьев скрывалась фабрика, к которой их возили по специально проложенной трамвайной линии. По слухам, там перерабатывали уран. В 47-48 году наши военные сравняли с землей эту фабрику. теперь там стоит памятный знак и находится прогулочная зона.
Дальше наш путь лежал к географическому центру Германии - деревне Нидердорла.
А следующим местом в нашей экскурсии оказался древний источник, существующий с языческих времен. Вода в нем считается святой. Он и в самом деле необыкновенно чистый. Каждую осень жители Мюльхаузена проводят здесь песенные праздники.
И, наконец, мы оказались на смотровой площадке "У Льва". Лев этот, хотя и выглядит, как средневековое сооружение, соответствующее возрасту города, возник как памятник воинам, погибшим в годы первой мировой войны. Со смотровой площадки открывается вид на весь Мюльхаузен со шпилями его храмовых сооружений.
Около пяти вечера мы расстались с Рольфом и пошли бродить по городу.
Надо сказать, что этот средневековый город гордится не только Бахом. В 15-16 веках здесь бушевала крестьянская война, проповедовал протестантизм Томас Мюнцер, который здесь же и был казнен. Во времена ГДР даже обсуждался вопрос о переименовании Мюльхаузена в Томас-Мюнцер-штадт. Слава Богу, не сложилось, но здесь прекрасно соседствуют вполне средневековые узкие улочки, сохранившие свои названия с 15 века, и более современные, носящие имена Карла Маркса или Августа Бебеля. Наш "Мираж-отель" как раз находится на Карл-Маркс штрассе, а напротив него школа, носящая имя Томаса Мюнцера и средневековый костел в честь святого Йозефа. Памятников Мюнцеру там несколько, есть несколько музеев, посвященных событиям крестьянской войны. По городу водит экскурсии человек в одеянии средневекового монаха.
Историческую часть Мюльхаузена окружает крепостная стена, за пределами которой расположены бюргерские домики, аккуратные, разнообразные, напоминающие о скромном обаянии буржуазии.
А в старой части города - фахверховые домики, хранящие истории своих владельцев с 17-18 века и свидетельствующие о ней памятными досками у дверей.
Тишина, нет туристических толп, приветливые улыбчивые жители, старушки, самостоятельно передвигающиеся на своих самоходных инвалидных колясках - таким он нам и запомнится...
День третий.
В четверг у нас осталась пара часов, чтобы еще раз пробежаться по городу, сфотографировать то, что не успели заснять раньше, и в 11 час. мы сели на региональный поезд, идущий в направлении Гёттингена.
Была у меня наивная мысль, что за час до берлинского поезда мы успеем хоть чуть-чуть увидеть старинный университетский город, откуда прибыл к нам "Владимир Ленский с душою прямо геттингенской". Увы-увы... Все что удалось заснять - невероятное количество велосипедов да среди них памятничек некой старушке, прожившей почти сто лет.
Поезд, идущий на Берлин, опоздал, опровергнув миф о немецкой пунктуальности, но, тем не менее, довез нас до немецкой столицы. У выхода из грандиозного Главного вокзала мы снова увидели колоритного оборванца, встреченного нами на том же месте два дня назад. Где-то в и-нете я уже встречала его фото.
Если во вторник Берлин гудел, расцвеченный национальными флагами в честь встречи футболистов, то в четверг главной темой города был юбилей Ангелы Меркель.
Наш отель был напротив вокзала, на Инвалиденштрассе. Выглядел он, безусловно, круче маленького "Миража", но номер в нем был намного скромнее, хотя за одну ночь с нас взяли почти столько же, сколько в Мюльхаузене за две.
Бросив вещички, мы пошли осваивать Берлин. Скажу сразу, в Берлин мне вернуться вряд ли захочется. Мы. конечно, тоже живем в имперском городе. но берлинский имперский стиль подавляет, да и эклектическая архитектурная смесь раздражает. Времени у нас было только на Тиргартен, но там еще не до конца убрали последствия народного ликования по поводу победы в ЧМ по футболу, поэтому приходилось преодолевать препятствия в виде разного рода заграждений. Но на Фридрихштрассе, Унтер-ден Линден и площади Парижа мы отметились. Перекусили пиццей с пивом. Посмотрели на Бранденбургские ворота, Рейхстаг, колонну Победы. Увидели культурный центр, перед которым стоит странная скульптура Генри Мура, изображающая, как говорят , бабочку. Подивились на кроликов, которые бегают по газонам Тиргартена, не боясь людей и собак. Посмотрели на колокол мира и танцующие фонтаны, перешли мост через Шпрее, да и залегли отдыхать, т.к. утром нам еще надо было доехать до Шенефельда, чтобы вовремя успеть на самолет.
Вот, собственно, и все. Здравствуй, Родина...
Всего три дня. но ощущение, что путешествовали не меньше недели.
А вот здесь фотоотчет:
https://vk.com/album1984675_199210912