Где-то в далеком 1992-м в нашей школе открыли компьютерный класс с почти новенькими IBM AT. Не буду пытаться описать наш восторг, ибо вряд ли смогу. Преподаватель воодушевился настолько, что стал лихорадочно подбирать темы для изучения, путаясь в изобилии имеющихся программных средств. "ChiWriter", "Banner Mania", "Private Tutor", "Font Editor"... Бедный... Знал бы он истинную причину нашего нездорового интереса к информатике... Все с нетерпением ждали последних десяти минут урока, начинающихся с фразы учителя "А теперь можно и немного поиграть, почему бы и нет.". Сам видимо был большим поклонником, так что забивался в угол за мастер-комп (единственный комп с жестким диском), оставляя нас всех на произвол судьбы. В какой-то момент этих десятиминутных сессий нам уже стало не хватать, и мы стали выклянчивать ключ от компьютерной (к удивлению, довольно успешно), каким-то чудом достали четыре трехдюймовые дискетки с играми нашей мечты, так-что засиживаться могли до вечера, а по выходным и допоздна -- святое дело. Иногда получали затрещины от директора, и приходилось вкалывать задарма в соседнем колледже, набирая текст задач для вступительных экзаменов на том же "ChiWriter"-е, но дело того стоило. Рубились мы в основном в
"Принца Персии",
"Golden Axe" и
"Deathtrack", но почему-то "Принц Персии" нравился только мне одному, остальные либо бездумно рубили кого ни попадя в "Golden Axe", либо аналогичным же образом истребляли неприятеля в "Deathtrack". Будучи "философами" по натуре, мы не могли оставить сей вопрос без обсуждения, и однажды наши разногласия вылились примерно в такой вот диалог:
- Все-таки я никак не пойму что тебе не нравится в "Принце Персии".
- Элементарно: она там стоит как вкопанная и ждет. Бесконечно ждет...
- Прости, что? Кто ждет?
- Скучнейшая игра которую я когда-либо видел. Все эти коридоры, лабиринты, факелы, двери, крючки, замки, щелчки, кувшины, все это наводит бесконечную тоску. Решаешь головоломки, сражаешь врагов, находишь путь, кое-как продвигаешься, и все это в одиночку, в тишине, под свет и треск факелов. А она знай себе ждет своего принца в палатах: хочешь стой, хочешь -- ляг.
- Так все же по сценарию: она заточена, и мы должны ее спасти, а не она нас. Я бы понял твое нытье, если бы ты прошел всю игру; так ты ведь выше второго уровня и не поднимался...
- Дело не в уровнях -- мне у двух уровней хватило чтобы понять что к чему. Вот именно, что по сценарию; я и говорю: пусть сценаристы придумали бы что нибудь поинтереснее. Скажем, почему бы девушке не пойти с нами? Оно ведь гораздо интереснее решать головоломки вдвоем, чем одному, скажешь не так?
- А куда бы они направлялись тогда? Ты описываешь уже совершенно другую игру.
- Да, я и хочу другую игру. Вот скажем "Golden Axe"...
- В "Golden Axe" нет принцессы, это что-то другое...
- Она там есть, просто ты этого не понял, потому-что мал еще. Принцесса там
Tyris Flare. Она не стоит и не ждет, а сражается бок о бок с тобой, делит с тобой все тяготы и невзгоды. Чувствуешь разницу?
- Ты еще скажи, что и в "Deathtrack" есть принцесса :-)
- Конечно есть -- это Мелисса! Ты думаешь почему я не пинаю и не убиваю ее?
- Потому что она быстрее тебя, и тебе патологически не хватает денег на более мощный двигатель?
- Нет, не только поэтому... Впрочем замнем... Я вот что хочу сказать... В "Принца Персии" было бы гораздо интереснее играть, была бы принцесса тебе попутчицей, а не очередным столбом в палатах султана или кто он там еще. Подумай над этим.
Его слова оказались пророческими... Вторая игра про принца (
"Принц Персии 2: Тень и пламя"), основанная на том же принципе "узурпированной принцессы" оказалась уже не настолько популярной, хотя мне лично понравилась больше, чем первая. Третью же (
"Принц Персии 3D"), опять таки построенную на схожем сюжете, никто из моих знакомых в лицо не видел. Наконец в 2003-м Ubisoft перезапустила франшизу под именем
"Принц Персии: Пески времени". Впервые мы видим принцессу как активно действующего персонажа, почти все время сопровождающего принца: без ее помощи невозможно пройти некоторые участки пути, но что еще важнее: даже если было бы возможно, не было бы так интересно. Игра стала не только самой удачной игрой во всей франшизе, но и, говорят, стоит в одном ряду с величайшими играми всех времен, вдобавок была удачно экранизирована (
"Принц Персии: Пески времени"). Примечательно, что в отличие от примитивной экранизации, игра не заканчивается классическим хэппи-эндом, т.е. принц и принцесса так и не сходятся в конце. Потребуется еще два сиквела, чтобы свести их, да и то... все сложно.