После всего сказанного о «движении монады», появляется возможность ответить на вопрос, который давно уже наметился: почему энергия, будучи энергией общей для всех ипостасей сущности, являет все таки не просто Божий имена, но, в том числе, имена ипостасных особенностей? Почему индивидуальное (ипостасная особенность) является через общее?
«...в Сыне познавай Отца, в Отце прославляй Сына. Ибо, хотя бы и хотел ты, Божество не рассекается, и хотя расторгнутся еретики, но Троица не расторгнется <...>. Ибо Святая Троица есть святая вервь(Еккл. 4,12), и досточтима в одной и вечной славе <...>. Сие божественнейшее чудеснейшее сплетение не расторгается, по написанному: вервь триплетенна не расторгнется (Еккл. 4,12). <...> Ибо, когда все действуется Богом через Иисуса Христа в Духе, неотлучным вижу действование (энергию) Отца и Сына и Святого Духа. Посему-то все святые-храмы Бога и Сына и Духа Святого; в них живет единое Божество, единое Господство и единая Святость Отца и Сына иСвятого Духа, чрез святыню крещения». ( свт.Василий Великий Против Евномия, V)
Подразумевает под действием связующей «верви» (упоминает Екклесиаст) общую энергию Отца и Сына и Святого Духа и специально подчеркивая, что в этой энергии три ипостаси «неотлучны» друг от друга.
Вне Церкви, то есть вне обожения, никакого познания Бога как Троицы нет и быть не может
Поскольку три ипостаси имеют различия лишь по отношению друг ко другу, то только тот, кто участвует во внутренней жизни Троицы, может видеть эти различия.
В приведенной цитате говорится о таких людях-святых …подразумевающихся всех христиан -как о храмах Троицы, то есть Ее жилищах. И это возможно только во Христе, то есть не просто в ипостаси Сына, а благодаря ее воплощению.
Энергия Божия дает познание Бога как Троицы тому и только тому, кто сам живет внутри Троицы (или, что тоже самое, в ком живет Троица). Для такого человека взаимоотношения ипостасей становятся фактом его внутренней жизни.
Энергия Божия дает узнать Бога Троицу каждому святому, сообщая ему то знание Отца и Духа, которое имеет Сын.
2.11 Учение о Троице: главное содержание и понятийный аппарат.
2.11.1 Основные богословские концепции
1) Тварь не может быть спасена тварью, потому что спасение есть обожение,
2) поэтому Сын не является тварью, а является Богом,
3) по той же причине Дух не является тварью, а является Богом.
4) «Что не воспринято (Сыном Божиим при Его воплощении),то и не спасено»,
5) Поэтому Сын Божий воспринял всю человеческую природу без изъятия, вместе с разумной душой.
6) Говоря о познаваемости Бога или кого или чего бы то ни было, мы говорим о познаваемости конкретного (индивидуального) бытия; оно всегда познаваемо по энергии, но непознаваемо по природе.
7) Бог познается как Троица только изнутри-«изнутри» Христа (Сына) и Церкви. (За пределами Церкви можно познать только то, что Бог един).
8) Порядок ипостасей Святой Троицы: в отношении откровения Божия и богопознания- Отец, Сын и Святой Дух; в отношении внутренней жизни Святой Троицы-порядка нет, так что ни одна из ипостасей не является «первой», «второй» или «третьей».
2.11.2 Основной понятийный аппарат
1) Сущность = природа = родовое понятие, «общее», «универсалия».
2) Ипостась = частное = вместилище общего = тропос существования.
3) Идиома, или особенность (ипостасная)-то, что отличает одну ипостась данной сущности от другой ипостаси той же сущности. Не следует путать с идиомой сущности (отличающей одну сущность от другой) и со случайными (привходящими) признаками, которые могут легко меняться в одной и той же ипостаси (нов Боге ничего случайного быть не может, так что такие признаки возможны только у тварных ипостасей). Определения «идиомы»и «случайного (привходящего; συμβεβηκός, лат. accidentia «акциденция»)» восходят к Исагоге Порфирия.
4) Характир-ипостасная идиома (когда она всего одна, как в ипостасях Троицы) или совокупность таких идиом (в тварных ипостасях обыкновенно ипостасных идиом много).
5) Энергия (действие, действование)-движение сущности, где«движение» понимается в философском смысле какого бы то ни было изменения.
6) Энергия применительно к Богу (по отношению к Которому нельзя говорить о «движении» в обычном философском смысле): происхождение Сына и Духа от Отца, а также явление Бога творению, ad extra.
7) Единое начало - единая причина Святой Троицы-ипостась Отца («догмат монархии»).
Конспект книги В.М. Лурье
"История Византийсой философии"