τὰ μετὰ τὰ φυσικά... (Метафизика. Аристотеля)

Nov 24, 2012 12:30

Чтобы детально рассмотреть знание о сущем как таковом, Аристотель начинает с анализа умозрительного знания. По его мнению, существуют только три вида последнего: физика, математика и первая философия.

·         Физика изучает сущее, которое способно двигаться.

Исследует она его посредством определений, не мыслимых отдельно от материи. Например, сущность «вогнутого» может мыслиться отдельно от материи, а сущность «курносого» - нет.

·         Предмет математики - сущее, которое не способно двигаться. Определения математики лишь иногда мыслятся отдельно от материи, но в большинстве случаев, как и в физике, они предполагают некий субстрат.

·         Только первая философия изучает неподвижное и самостоятельно существующее. Она есть также наука о сущности, т. е. о сути бытия вещи.

Основное же определение философии таково: «наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе».

Однако сущее и единое, по Аристотелю, - одно и то же. Например, «он есть человек» и «он есть один человек» выражают одну и ту же вещь.

«Так что сколько есть видов единого, столько же и видов сущего, и одна и та же по роду наука исследует их суть».

По мысли Аристотеля, все частные науки составляют части первой философии.

Закон противоречия: «невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении».

Сущее - это именно суть бытия, или определение.


Первые причины

Сущее как таковое имеет первые причины, которые должен постигать философ, раскрывая суть бытия вещей.

К первым причинам, по Аристотелю, относятся: форма, материя, начало движения и цель.

Форма представляет собой сущность чувственно воспринимаемых вещей как действительных.

Материя - это сущность чувственно воспринимаемых вещей в возможности.

Состоит материя из элементов - предельных частей, на которые делимы тела по виду.

Элементов четыре: огонь, воздух, вода и земля.

Если в сущности, способной к возникновению, содержится начало движения, то такая сущность называется природой. Природа, по Аристотелю, - это то, из чего нечто возникает, и сообразно с чем нечто возникает.

Для возникающих сущностей основными считаются три причины, или начала: материя, форма и лишенность.

Основное начало для вечных сущностей - деятельность.

Этой сущностью является ум или Бог, т. е. такое движущее, которое не нуждается в том, чтобы его самого приводили в движение.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Все люди от природы стремятся к знанию.

Их(знания) ценят ради них самих, и больше всех зрительные…

Зрение больше всех других чувств содействует нашему познанию и обнаруживает много различий [в вещах].

Животные, обладающие памятью, более сообразительны и более понятливы, нежели те, у которых нет способности помнить;

Научиться же способны те, кто помимо памяти обладает еще и слухом.

Появляется опыт у людей благодаря памяти; а именно многие воспоминания об одном и том же предмете приобретают значение одного опыта. И опыт кажется почти одинаковым с наукой и искусством. А наука и искусство возникают у людей через опыт.

Опыт есть знание единичного, а искусство - знание общего…

Знание и понимание относятся больше к искусству, чем к опыту…

В самом деле, имеющие опыт знают «что», но не знают «почему»; владеющие же искусством знают «почему», т. е. знают причину.

Наставников в каждом деле почитаем больше, полагая, что они больше знают, чем ремесленники, и мудрее их, так как они знают причины того, что создается.

Наставники более мудры не благодаря умению действовать, а потому, что они обладают отвлеченным знанием и знают причины.

Вообще признак знатока - способность научить, а потому мы считаем, что искусство в большей мере знание, нежели опыт, ибо владеющие искусством способны научить, а имеющие опыт не способны.

Мудрость, по общему мнению, занимается первыми причинами и началами.

Мудрость есть наука об определенных причинах и началах.

ГЛАВА ВТОРАЯ

Каковы те причины и начала, наука о которых есть мудрость.

Мнения, какие мы имеем о мудром…

·         Мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности.

·         Мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека

·         Знание обо всем необходимо имеет тот, кто в наибольшей мере обладает знанием общего, ибо в некотором смысле он знает все подпадающее под общее.

·         Наиболее достойны познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное…

Имя [мудрости] необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, исследующая первые начала и причины: ведь и благо, и «то, ради чего» есть один из видов причин.

Бог, по общему мнению, принадлежит к причинам и есть некое начало…

Такая наука могла бы быть или только или больше всего у бога. Таким образом, все другие науки более необходимы, нежели она, но лучше - нет ни одной.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Необходимо приобрести знание о первых причинах…

О причинах говорится в четырех значениях:

1.       Одной такой причиной мы считаем сущность, или суть бытия вещи [ведь каждое «почему» сводится в конечном счете к определению вещи, а первое «почему» и есть причина и начало);

2.       Другой причиной мы считаем материю, или субстрат [hypokeitmenon);

3.       Третьей-то, откуда начало движения;

4.       Четвертой причину, противолежащую последней, а именно «то, ради чего», или благо [ибо благо есть цель всякого возникновения и движения).

Большинство первых философов считало началом всего одни лишь материальные начала, а именно то, из чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и во что как в последнее они, погибая, превращаются, причем сущность хотя и остается, но изменяется в своих проявлениях, - это они считают элементом и началом вещей. И потому они полагают, что ничто не возникает и не исчезает, ибо такое естество (physis) всегда сохраняется;

Говорят они, не возникает и не исчезает все остальное, ибо должно быть некоторое естество - или одно, или больше одного, откуда возникает все остальное, в то время как само это естество сохраняется.

Исходя из этого (философии древнейших)за единственную причину можно было бы признать так называемую материальную причину. Но по мере продвижения их в этом направлении сама суть дела указала им путь и заставила их искать дальше.

Не сам же субстрат вызывает собственную перемену; я разумею, что, например, не дерево и не медь причина изменения самих себя, и не дерево делает ложе, и не медь - изваяние, а нечто другое есть причина изменения. А искать эту причину - значит искать некое иное начало, [а именно], как мы бы сказали, то, откуда начало движения.

Тот, кто сказал, что ум находится, так же как в живых существах, и в природе и что он причина миропорядка и всего мироустройства, казался рассудительным по сравнению с необдуманными рассуждениями его предшественников.

Считал любовь или вожделение началом, например Парменид: ведь и он, описывая возникновение Вселенной, замечает: Всех богов первее Эрот был ею замышлен. А по словам Гесиода: Прежде всего во Вселенной Хаос зародился, а следом широкогрудая Гея.

Эмпедокл - в притом первый - говорит о зле и благе как о началах, то это, пожалуй, будет сказано верно, если только причина всех благ - само благо, а причина зол - зло.

Анаксагор рассматривает ум как орудие миросозидания, и когда у него возникает затруднение, по какой причине нечто существует по необходимости, он ссылается на ум, в остальных же случаях об объявляет причиной происходящего все что угодно только не ум.

ГЛАВА ПЯТАЯ

Парменид, он, кажется, говорит с большей проницательностью. Полагая, …что единое существует как мысленное, а множественность - как чувственно воспринимаемое,

Вот что мы почерпнули из сказанного ранее и у мудрецов, …от первых из них - что начало телесное (ведь вода, огонь и тому подобное суть тела), причем от одних - что телесное начало одно, а от других - что имеется большее число таких начал, но и от тех и от других - что начала материальные;

Некоторые принимали и эту причину, и кроме нее ту, откуда движение, причем одни из них признавали одну такую причину, а другие - две.

Что же касается пифагорейцев, то они точно так же утверждали, что есть два начала, однако присовокупляли - и этим их мнение отличается от других, - что предел, беспредельное и единое не какие-то разные естества, как, например, огонь или земля или еще что-то в этом роде, а само беспредельное и само единое есть сущность того, о чем они сказываются, и потому число есть сущность всего.

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Учение Платона, во многом примыкающее к пифагорейцам,

Сократ занимался вопросами нравственности, природу же в целом не исследовал, а в нравственном искал общее и первый обратил свою мысль на определения…

Аристотель, метафизика

Previous post Next post
Up