Ну вот и закончилась Первая индустриальная биеннале на Урале.
Нельзя сказать, что она доставила мне много радости. Арт-завод в прошлом году прошёл значительно интереснее, представил гораздо больше работ, а главное его преимущество - он был сконцентрирован в одном месте. При всей моей любви к таким проектам чисто физически оказалось довольно трудно посетить все места, которые посетить хотелось - то есть все дополнительные площадки, кроме фотомузея Метенкова, оказались неохваченными.
Первый наш «культурный» день ознаменовался посещением основной площадки - здания типографии «Уральский рабочий».
В общем, мы порадовались, хотя и отметили скудость художественно-архитектурных объектов. Фильмы - это прекрасно, но довольно трудно их воспринимать подряд. Больше всего понравились следующие - снятый в «Икее», фильм о понимании живописи китайскими крестьянами, пропаганда искусства в наших деревнях; своеобразен, но требует большой сосредоточенности фильм-мюзикл, посвящённый башне Газпрома. Вполне интересны и поучительны короткие документальные фильмы о заводах.
Мы бы провели там больше времени, если бы не замёрзли (я) и не проголодались (оба). Пришлось почувствовать вину за плебейство - зрелища на этот раз не заменили хлеба.
Да, и мне очень понравились фотографии в центре зала.
![](http://pics.livejournal.com/martha_sharlay/pic/0002kh66/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/martha_sharlay/pic/0002pp24/s320x240)
Следующий этап - посещение Уралмаша. Цех с расписными частными шкафчиками и комнатками отдыха, представляющий вживлённое в заводские будни ярмарочное (лубочное) «искусство», впрочем, имеющее определённое очарование,
а главное - реальное назначение - создать уют и атмосферу отдохновения; цех (склад) художников. Арсений отметил спутники; Юля удивлялась мылу, много фотографировала макет метро, созданный из мусора.
![](http://pics.livejournal.com/martha_sharlay/pic/0002q2qe/s320x240)
Мне понравилась выставка полотен на улице, демонстрирующая то небольшое личное пространство, которое обычно скрывается огромным общественным: предметы уюта, приязни, увлечений, опять же, на фоне общественно-полезных механизмов (фото, к сожалению, не имею).
Девушка Мария неплохо вела экскурсию: рассказывала не только об арт-объектах, но и о самом заводе, его рабочих, их восприятии художественного проекта; презентовала другие объекты, на других площадках. В общем, ушли мы с Уралмаша вдохновлённые.
Кстати, зашли и в ДК Орджоникидзевский (на бульваре Культуры), интерес вызвал видеопроект "Восход", реминисцирующий к «Неуловимым мстителям»:
![](http://pics.livejournal.com/martha_sharlay/pic/0002rfgd/s320x240)
["На фоне кроваво-красного рассвета происходит невероятная трансформация - под звуки берущей за душу, столь любимой в народе песни, в которой есть слова «Мы ведь целую вечность собираемся жить...», на зрителя надвигаются уже не кони и не люди, а... невероятные существа"]
Успели мы тут посетовать на то, в каком состоянии находится само здание, установить его индивидуальные и общеконструктивисткие черты, которые, разумеется, требуют внимания и заботы. Проголосовали здесь же за самое уродливое здание города - мы единодушно (то есть втроём) выбрали «Алатырь», чего не боимся сказать вслух.
Удивительность района Уралмаш состоит и в его непохожести на все другие районы города, и в его истории, и в его оригинальной культурной (социальной) эклектичности, когда рядом с вывеской Индустриальной биеннале на ДК мы нашли почти аккуратный клочок листа, в котором не слишком каллиграфическим почерком было написано прямолинейное и категоричное:
![](http://pics.livejournal.com/martha_sharlay/pic/0002swhy/s320x240)
В этот же день отправились в музей Метенкова и не пожалели - там тоже было что посмотреть: архивные заводские снимки (люди за работой, как правило) и работы современных фотографов. Поразило на одном из современных снимков меня лицо работницы - такое одухотворённое, которое я, пожалуй, ни у кого и никогда не видела. Лицо, которое смело можно назвать красивым.
В другие выходные вечером сестра сподвигла-таки меня на поход на ВИЗ, хотя я, уже почитавши-посмотревши анонсы и отзывы, идти туда совсем не хотела. Говорить о ВИЗе особенно нечего.
Народу было раза в четыре больше, чем на Уралмаше (на Уралмаше нас, экскурсантов, насчитывалось 6 человек), экскурсовода слышно не было, но то, что я успела «схватить», поведывало о самих арт-объектах - ни слова о заводе, о его назначении, истории, жизни. Холод, темень, грязь, сомнительные по эффекту произведения; что можно отметить из наиболее понравившегося (на 4 по 5-балльной шкале) - «Частная луна».
![](http://pics.livejournal.com/martha_sharlay/pic/0002tf1b/s320x240)
Всё остальное:
тетрис:
![](http://pics.livejournal.com/martha_sharlay/pic/0002wqxe/s320x240)
молния:
![](http://pics.livejournal.com/martha_sharlay/pic/0002xt7k/s320x240)
а уж тем более "красные окна" - извините, не стоит выброшенных денег.
Молодой человек, сопровождавший нас с сестрой, так включился в современный творческий процесс: «Посмотрите вверх. Это «Частный дым». Проект такого-то. Символизирует…» Вывод молодой человек сделал следующий: современное искусство - это возможность любой объект назвать произведением, неважно, имеет ли это произведение на самом деле какую-то ценность. Мне кажется, есть в этом определении большая доля истины.
Но утром мы отправились на уже полюбившийся нам (с прошлого года) Камвольный комбинат. Здесь снова получили массу удовольствия. Просто-таки дорогие сердцу даблоиды Леонида Тишкова
![](http://pics.livejournal.com/martha_sharlay/pic/0002yxhf/s320x240)
(видео Тимофея Ради тоже полно очарования, а главное - не лишено смысла); прекрасный проект Татьяны Ахметгалиевой «Клото», удивительный мифологическими отсылками и связанный с реальностью Камвольного комбината. Представляю только одно полотно (из - боюсь соврать - порядка десяти):
![](http://pics.livejournal.com/martha_sharlay/pic/0002zkew/s320x240)
"Клото" напрямую утверждает: «Труд - это искусство», что заверяется тканой надписью во всю стену "Работа это искусство это работа это искусство" (Стефан Шанкланд, Франция) и мелькающими словами в видео Т. Ради - «Работа - это искусство, искусство - это работа». Своеобразный шумовой проект Тани Муро (Франция) «Ниагара» (шум воды = шум станков) и не менее своеобразная видеоработа, граничащая с перформансом, Ольги Юргенсон «Слава капитализму!»
![](http://pics.livejournal.com/martha_sharlay/pic/000308ar/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/martha_sharlay/pic/000313qr/s320x240)
В ряду из 34 минутных фильмов стоит отметить и чисто познавательные - про стрижку овец и помывку виноградных ящиков, про работниц прядильной фабрики; и наиболее художественные - «Городская прогулка» (с проецированием на уличные объекты мегаполиса картин живой природы, на фоне которых бежит девушка) и «Прибытие рабочих на завод» (чёрно-белый [мультипликационный]коллаж).
Молодой человек, ответственный за эту площадку, подошёл к нам, и мы предались беседе - сравнивали прошлогодний Арт-завод с нынешней биеннале. Молодой человек говорил об авторах проектов, представленных на Камвольном, и о самих работницах (в частности, тех, что на портретах «Клото»); обсуждали здания, выдвинутые «на снос»; говорили об архитектуре города в целом, сравнивали отдельные его районы и т.д.
Камвольный нам определённо полюбился. Личность экскурсоводов и «блюстителей» однозначно играет не последнюю роль. «Мне нравится, когда приходят те, кто действительно неравнодушен к современному искусству», сказал молодой человек. В свою очередь могу сказать, что мне нравится видеть в экскурсоводах и организаторах искреннюю заинтересованность и желание донести искусство до тех, кто приходит. Так, год назад в музее Куинджи в Петербурге блюстительница музея рассказывала целый час о самом Куинджи, о его кружке так захватывающе, что мы с Иной и не заметили этого часа (музей, надо сказать, маленький), а мы не платили за рассказ. Я не то чтобы радуюсь бесплатной услуге, я радуюсь тому, что есть люди, отдающиеся искусству из любви, - и они делятся этой любовью с другими. Девушка Мария и молодой человек (чьего имени я, к сожалению, не спросила) - среди таковых. И мне бы очень хотелось, чтобы они были как-то вознаграждены - сверх того, что им полагается за их работу.