Обучение патриотизму на "Каштанке"

Sep 04, 2014 11:54

Вот читаю я сейчас - по долгу службы - о воспитании патриотизма у подрастающего поколения. Понимаете, люди программы пишут, кружки ведут, разговаривают с этим самым поколением - таким языком, от которого у меня вчера припадок случился. Коллеги испугались. Я тоже. За подрастающее поколение. За Отечество, о любви к которому столько разговоров и переведённой напрасно бумаги. А лучше бы вообще молчать. Не произносить слова "патриотизм", не призывать любить Родину.
Сломалась я вот на чём (из статьи "Роль театра в патриотическом воспитании").

Работа над спектаклем «Сказка о царе Салтане» по сказке А.С. Пушкина позволила ребятам многое узнать из истории нашей страны. <...> А текст Пушкина, выученный ими легко и с удовольствием, долгое время служил источником присказок и поговорок не только в устных разговорах, но и в «статусах» в «Контакте». Начавшаяся с этой постановки, дружба с домом фольклора дала ребятам уникальную возможность окунуться в творчество своего народа, до этого абсолютно им незнакомое.
Результатом освоения народных песен и игр стали регулярно проводимые в театре праздники «Масленицы». Новички, каждый год приходящие в театр, обязательно и с азартом учат эти песни и игры, потому что без них ребята уже считают невозможным проведение русских праздников. Традиции становятся для них реальностью, передаваемой от человека к человеку и от этого ещё более ценными. Вот так знакомство с истоками сказки превратилось в познание национальных культурных истоков. А любовь к удивительному, волшебному слову Пушкина, я думаю, сохранится у них на всю жизнь.
Продолжением работы над русской классикой стала постановка рассказа А. П. Чехова «Каштанка». Актёрам Школы сценического мастерства на момент первого чтения рассказа было 14-15 лет. Половина группы до этого Чехова не читали. <...>
В процессе работы над спектаклем юным исполнителям пришлось не только впервые прочитать Чехова, но и задуматься над вопросом, о чём написан рассказ, почему его героиня предпочла голодную и несчастную жизнь у вечно пьяного столяра сытой и интересной жизни в доме нового хозяина. И тогда возник разговор о Родине, о соотношении общественного и личного, о том, какой должна быть любовь и почему мы любим или не любим наш дом. Поставленные перед ребятами вопросы заставили задуматься не только над произведением, но и о нашей современной действительности, начать анализировать процессы, происходящие в обществе. Сделанные ими в тот момент выводы и обобщения, вследствие эмоциональной погружённости в данную тему, несомненно, станут этапом личностного роста и движением к осознанию гражданской ответственности за свою страну.

Уже не в первый раз убеждаюсь: любая учрежденческая педагогика, в особенности продиктованная государственными программами патриотизма, - зло.

об образовании, люди=трагедии, полушки редакторского фонда, гражданская позиция

Previous post Next post
Up