Уже несколько лет в конструкторском бюро «Малахит» в Санкт-Петербурге ведутся работы по созданию многоцелевой атомной подводной лодки пятого поколения проекта «Хаски». К 2018 году планируется завершить эскизный проект нового подводного ракетоносца. Подлодки нового класса придут на смену
АПЛ проекта 885 «Ясень», которые сейчас поступают в боевой состав ВМФ России.
Ожидается, что новое поколение субмарин будет выполнено из многослойных композитных материалов, - рассказал газете «Известия» советник гендиректора ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (КГНЦ) Валерий Половинкин. Из композиционных материалов будут делать покрытия корпуса, носовые и кормовые рули, стабилизаторы, ограждение рубки, даже гребные винты и линии валов.
Всё это направлено на снижение заметности подводного крейсера в первую очередь снижения его уровня шума. Современная тенденция развития российских вооружений - это модульность, унификация и взаимозаменяемость. Новые АПЛ планируют создавать с унифицированными носовыми и кормовыми частями, с возможностью использования их как для создания стратегических, так и ударных подводных крейсеров, меняя в зависимости от поставленной задачи конструкцию отсека с вооружением.
Между тем, "Хаски" уже успела стать предметом интереса американского "военного рупора" - журнала The National Interest, который рассказал об известных ему особенностях новой российской АПЛ. "Хаски" - многоцелевая лодка и способна нести на борту баллистические либо крылатые ракеты. Подводная платформа для крылатых ракет имеет особое значение в военных кампаниях, вроде той, которую Россия ведет в Сирии. Успешным в этой сфере можно считать опыт боевого применения ракет "Калибр".
ВООРУЖЕНИЕ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «ХАСКИ»
В первую очередь новейшая российская АПЛ будет вооружена
гиперзвуковыми ракетами «Циркон», о ней мы уже рассказывали Вам. Напомним, что эта ракета, следуя со скоростью более 7000 км/ч (т.е 8М или в 5-6 выше скорости звука), способна гарантированно поражать цели на расстоянии до 1000 км не боясь действующих и перспективных систем противоракетной обороны любого государства в мире.Ожидается применение АПЛ проекта «Хаски» в качестве носителя
океанской многоцелевой системы «Статус-6».
Другой особенностью, широко представлены в прессе, является практически неуловимая "акустическая подпись" этой лодки, достичь которой получилось при помощи использования композитных материалов и технологий , предназначенных для смягчения звуковой сигнатуры. По сравнению с предыдущим поколением подлодок, "Хаски" будет ходить в два раза тише.
Немаловажным аспектом является и финансовая составляющая. "Хаски", при всем своем многообразии видов оружия и интеграции с робототехникой, будут стоить значительно дешевле "Ясеней". И, возможно, это и является самым основным из преимуществ неуловимой и грозной подлодки "Хаски".
Энергетическая установка
Известный американский военный эксперт Дейв Маджумдар предполагает, что новую российскую АПЛ оборудуют реактором с жидкометаллическим теплоносителем. Такие реакторы на свинцово-висмутовом сплаве устанавливались на советских субмаринах проекта «Лира» и были образцами передовых разработок. «Лиры» превосходили все остальные атомные ПЛ по части скорости и маневренности, однако требовали особого обслуживания. Маджумдар отмечает, что атомные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем гораздо производительнее и компактнее, чем водо-водяные. Установка такого реактора позволит сделать лодку компактной, однако потребует создания специализированных портовых систем.
Стоит отметить, что Россия не единственная страна, которая ведет работы по созданию перспективных атомных подлодок. Аналогичные работы ведутся и в США, где стоят более конкретные задачи по замене устаревающих стратегические подводных лодок третьего поколения типа «Огайо». Новым носителем баллистических ракет станет SSBN-X.
Эта субмарина не позиционируется как лодка пятого поколения. Несмотря на это, количественно американские ВМС все равно будут превосходить флот России. Одних только многоцелевых лодок типа «Лос-Анджелес» у американцев сейчас примерно 40 единиц. На смену им уже идут АПЛ четвертого поколения типа «Вирджиния». Количество таких субмарин планируется довести до 30 единиц.