Фотопрогулка по Москве.

Jun 29, 2005 17:34

Набережные Водоотводного канала Москва-реки, Крымская набережная, Фрунзенская, Пушкинская. Ленинский проспект, Шаболовка.
История Нескучного сада.


























































































































Старинный Нескучный сад сегодня - часть территории Парка культуры и отдыха им. Горького, часть интереснейшая, необычная, до сих пор сохранившая печать истории.
Когда-то в путеводителе об этой «живописной местности» писали так: «…с большими деревьями, холмами, оврагами, старинными прудами, плотинами, перекрывавшими ручьи и ключевые протоки».
В начале 30-х годов XIX в. по указанию московского генерал-губернатора был составлен генеральный план Александринского дворца и Нескучного сада с усадьбой князя Д.В. Голицына. Этот важный картографический документ дает наиболее полное представление о местности, простиравшейся вдоль правого берега реки Москвы в районе нынешнего Ленинского проспекта.
Под названием Нескучный сад на плане обозначена территория, которая ныне располагается к северу от площади Гагарина. Здесь когда-то находилась Калужская застава, а сейчас проходит улица Косыгина, стоит длинный жилой дом с рекламой магазина «Три толстяка», за которым высится новое здание президиума Российской академии наук с замысловатой желтой металлической «короной». А почти у реки находится старинный Андреевский монастырь, построенный еще в XVII столетии.

К середине XVIII в. в этой части Нескучного сада по проекту архитектора Д.В. Ухтомского выстроил свой загородный деревянный дом генерал-прокурор Н.Ю. Трубецкой. Жилище свое он назвал Нескучным загородным дворцом. Позже это строение перешло по наследству к его брату капитан-поручику князю Д.Ю. Трубецкому.
Как писал известный москвовед П.В. Сытин, к 1783 году первый владелец этой территории разбил здесь небольшой парк в «версальском стиле» - с подрезанными в виде пирамид и кубов деревьями, проложил по нему дорожки, обустроил гроты, а через ручьи перекинул мостки. Вокруг большого дома были разбросаны беседки. Хозяин повелел посадить в своем имении фруктовый сад, построить оранжереи и даже завел зверинец.
К западу от владения братьев Трубецких через глубокий Андреевский овраг, по которому к началу XX века проложили кольцевую железную дорогу (сейчас здесь проходит Третье транспортное кольцо), тянулись земли князей Голицыных.
На упомянутом генеральном плане картограф, обозначив эту территорию как Голицынский сад, с завидной аккуратностью воссоздал его геометрический рисунок.
Протянувшиеся с юга на север прямые аллеи пересекались под разными углами с такими же прямыми, а иногда и слегка наклоненными аллейками. Здесь были высажены редкие виды деревьев и кустарников, среди которых красовались клумбы.

В 1830 г. директор Московских казенных театров Ф. Кокошкин соорудил в Нескучном (а тогда еще Голицынском) саду «воздушный театр» на 1500 мест. Сцену устроили на обширной лужайке. Вокруг нее амфитеатром располагались ложи, внутри сделали партер и даже соорудили галерку. Деревья, окружавшие сцену, служили и «декорациями». Небо на закате создавало театру неповторимый естественный плафон. А в антрактах сад становился «воксалом» - играл оркестр, публика танцевала. Устроители представлений всегда пускали на сцене после спектакля фейерверки, что чрезвычайно нравилось посетителям.
Театр открылся 15 июня 1830 г. комической оперой-водевилем в одном действии с хорами и танцами «Удача от неудачи». Позже стали разыгрывать театральные «переделки», пьесы, написанные в подражание иностранным авторам. Несколько раз артисты давали «Недоросля» Д.И. Фонвизина, а вокальные мастера исполнили первую комическую русскую оперу «Мельник, колдун, обманщик и сват».
На сцене «воздушного театра» выступали великие М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, замечательный водевильный актер В.И. Живокини, талантливый актер и драматург Д.Т. Ленский, певец, композитор, оранжировщик русских песен и романсов П.А. Булахов и др.
Играть под открытым небом актерам было не так просто. Малейшее дуновение ветра, карканье ворон и галок без труда заглушали и голоса, и звуки оркестра.
Сквозняки, отсутствие «сухого приюта» в антрактах, особенно в год открытия театра, вызывали частые простуды у артистов. Тогда и репетиции, и спектакли прерывались. Казалось, все эти неудобства должны были помешать процветанию «воздушного театра». Но он существовал, радуя зрителей, целых четыре сезона. Спектакли давались два раза в неделю. Разумеется, многолюдно было в теплые дни. Народ валил валом. По длинной песчаной Калужской улице один за другим подъезжали экипажи. Однажды театр посетил А.С. Пушкин со своей невестой Натальей Гончаровой и ее семьей. Их сопровождал друг поэта П.В. Нащокин. Пока поэт осматривал театр, за ним по пятам ходили актеры, чтобы как следует разглядеть знаменитость. В этот день Нащокин познакомил поэта с драматургом Д. Ленским.
Дотошные краеведы установили, что «воздушный театр» посещали писатель М.Н. Загоскин, будущий драматург А.Н. Островский, молодые М.Ю. Лермонтов и И.С. Тургенев.

Территория Голицынского (Нескучного) сада на упомянутом генеральном плане почти свободна от построек: здесь, видимо, не было капитальных строений, а лишь незначительные хозяйственные помещения. Зато в самой крайней, западной части этой местности, обозначенной как Александринский сад, некогда развернулась значительная строительная деятельность.
К середине XVIII в. северной частью Александринского сада владел богатый вельможа Прокопий Акинфович Демидов - сын знаменитого заводчика петровских времен. В 1754 г. он приступил к сооружению красивого каменного особняка, в котором через 180 лет разместился президиум РАН.
Еще в 40-е годы XVIII в. Демидов увлекся коллекционированием экзотических растений, пользуясь отводками и семенами из ботанического сада села Красное (близ Соликамска), принадлежавшего его родному брату Григорию. Сад этот считался крупнейшим в Сибири. После смерти Григория Прокопий перевез в Москву все самое интересное из соликамской коллекции.
За «непрофильное» увлечение ботаническими садами Прокопий и Григорий были почти лишены рассерженным отцом-промышленником наследства, но братья позже сумели пересмотреть завещание строптивого папаши.
Сохранилась любопытная байка. Прокопий Демидов очень дорожил своим Нескучным ботаническим садом. Лучшие садовники занимались здесь выращиванием уникальных растений. Любоваться этими чудесами в сад съезжались и знать, и всяк желающий. Притягивали посетителей и эксцентрические выдумки хозяина. Так, однажды вместо копий римских садовых статуй он расставил на клумбах с невероятно красивыми цветами вымазанных мелом атлетически сложенных мужиков, которые грозно окликали каждого, кто соблазнялся сорвать цветочек.

Но не только для забав служили ботанические диковинки. Знаменитый путешественник и ботаник академик П.С. Паллас настолько был восхищен «зеленой коллекцией», что составил подробное ее описание, которое вошло в двухтомник «Флора России».
Паллас, кстати, был удивлен тем, как оригинально разместил сад его хозяин. Ведь Нескучный разбили на склонах, которые вели к реке Москве, для чего пришлось срезать целый холм и устроить пять террас и земляных сходов между ними. К сожалению, когда ушел из жизни Прокопий Демидов, сад быстро пришел в запустение, ибо прямые наследники им не интересовались.

Роскошно обустроенный демидовский дворец за долгие годы после смерти богатого вельможи сменил многих хозяев. Им поочередно владели князь А.А. Вяземский, граф Ф.Г. Орлов, князья Голицыны. В начале XIX века дворец принадлежал княгине Н.П. Голицыной, урожденной графине Чернышевой, которую Пушкин изобразил в «Пиковой даме» в образе старой графини. Она умерла в глубокой старости, в 97 лет, отличалась своенравным характером и ни за какие деньги не хотела расстаться со своим Нескучным дворцом, который очень хотел купить сам Николай I. Однако позже царь все-таки приобрел имение Чернышевой, преподнося его в дар своей супруге Александре. Скупив всю недвижимость вокруг Нескучного дворца, Николай I назвал имение по новому - Александринским. Были здесь и Летний домик, стоявший на крутой горке возле реки Москвы, и Ванный домик - у засыпанного пруда, и Охотничий домик, и Манеж для выездки породистых лошадей…

Любопытно, что в Нескучном саду в это время доктором Рейсом был открыт источник «минеральных целительных вод». Доктор рекомендовал устроить здесь лечебницу с ваннами, но эта затея не получила одобрения царской семьи.

Кстати, въездные ворота дворца (со стороны Ленинского проспекта) по сей день украшают скульптурные «Времена года» работы Витали.

После Октябрьской революции Нескучный дворец превратили в музей мебели. Коллекция его была действительно богатейшей. Есть литературная легенда, что Илья Ильф и Евгений Петров - авторы блистательных «Двенадцати стульев» - сочинили свое произведение не без подсказки, услышанной в стенах бывшего дворца.

В 1926 г. территория Нескучного сада вошла в состав Парка культуры и отдыха, а во дворце разместил свои экспонаты уже другой музей - Музей народоведения. Сегодня в Нескучном дворце, как уже говорилось, размещаются службы президиума Российской академии наук.
В 1934 г., то есть ровно 70 лет назад, советское правительство приняло решение о переводе президиума и ряда научно-исследовательских учреждений Академии наук СССР из Ленинграда в Москву. Для этого были подготовлены двести железнодорожных вагонов с бесценным грузом - научным оборудованием, коллекционными материалами. В столицу переехали крупнейшие ученые - академики А.П. Карпинский, В.А. Обручев, В.И. Вернадский, братья Н.И. и С.И. Вавиловы, А.Е. Ферсман и др.

Кстати, Ферсману - известнейшему ученому-минералогу, знатоку самоцветов, было поручено создать в здании Николаевского манежа Минералогический музей.





















































































Природа, Москва, Фото

Previous post Next post
Up