Ноющие профессионалы

Oct 20, 2024 15:00

Пригорело мне поговорить о явлении, которое я называю «ноющий профессионал» - такие попадаются среди людей разного рода занятий, но в основном они всякого рода творцы (и artисты в широком смысле, и ремесленники).

На первый взгляд это обычные профи, живущие с продажи своих работ - хоть книжек и картинок, хоть песенок и лекций или гипсовых пингвинов, расписанных в уникальной манере смешения хохломы и ар-нуво. Люблю их, святые люди, почти все мои друзья, кроме Серёжи, они.
Но вопрос не в том, что продавать, и даже не в качестве продукта - вопрос в манере продаж.

Когда в ленте фб среди котиков и политики я вижу их посты, то прямо слышу этот ноющий голос: даааа, вот вы все хотели со мной дружить, а хоть одну мою книжку читали? А на концерте были? На канал подписаны? Всратого пингвина по баснословно низкой цене купили, а? А? Зачем тогда в друзья лезли, лайками манили, слова всякие говорили, типа пиши ещё, я бы взял две, себе и на подарок, а теперь у меня три продажи в месяц, и то это сестра на реализацию взяла.

Иногда в самом начале бывает относительно спокойная имитация маркетингового исследования: вы бы купили мою работу? А за скока? И тут клиент уже в опасности: скажешь много - так покупай!, скажешь мало - проклянут. (Вариант «нет, не купил бы» искренне не советую). Так что такие опросы разумные подписчики пропускают.

Далее творец переходит к угрозам: если вам плевать, я отфренжу всех, от кого не вижу активности, закрою страничку, расхерачу пингвинов молотком и больше никогда не покажу ни одной книжки. И песен не спою.

Темпераментные творцы зачастую срываются в агрессию и мировоззренческие претензии. Что же вы, ничтожные, ходите на концерт Земфиры за пятьсот евро, когда я вам в лучшем виде спою за пятнадцать и пенсионерам скидка?! Зачем вы репостите и покупаете жалкое, в то время как моё прозябает? «Гомозда, ты живёшь зря», как сказал бессмертный Эрик Курмангалиев одному воображаемому искусствоведу. Нашего же творца окружает толпа воображаемых поклонников, которые тянут к нему жадные, но пустые ручки - а надо бы с деньгами. Поэтому творец плюёт в их волосатые ладони и плачет о гибели искусства.

На следующем этапе отчаяния начинается экзотическое ценообразование. Я продам этот рисунок за пятьдесят тысяч… НЕТ! я продам его за миллион, но завтра будет дороже (завтра: хорошо, пять тысяч, но будьте вы прокляты… Хаха, пять тысяч баксов конечно). Лот вслепую, в каждой посылке будет пингвин или пингвин, уникальная роспись, вы можете выиграть работу, которая в десять раз дороже стоимости лота. Концерт за донейшен, но вы же понимаете, что он не может быть ниже пятидесяти евро?

/Кстати, хотелось бы отдельно поговорить об извращении «цена в личку». Встречала я парочку маркетологов, которые считают, что это рабочий ход, и у них даже есть аргументы.
Но я должна пояснить, что видит клиент, когда читает такое.
1. Полоумного творца, с которым придётся как-то общаться. Например, я уже заметила, что человек малость психический, поэтому не хочу с ним иных контактов, кроме деньги/товар, перевод/посылка или встреча в метро. А переписка, сами понимаете, влечёт.
2. Жадного творца, который назначает цену в зависимости от платежеспособности клиента или накручивает дополнительные опции, внезапно превратившие гипсового пингвина в серебряного.
3. Желание поторговаться, тут смотрите пункт 1.
4. Своё огромное чувство неловкости, когда мне назовут цену и она меня не устроит. И это как минимум. А есть ненулевая вероятность, что я откажусь, он обидится, потом выложит скрины переписки с криво замазанным именем и песней о покупателях-уродах. В его аккаунте такое уж было.

Не говоря о том, что даже в случае приличного продавца, у покупателя могут социальные страхи, короче, «а пошла ты со своим утюгом».

Когда речь о донейшенах, мы читаем не «кто сколько сможет», а «я боюсь назначить цену и продешевить, вдруг придёт очень богатый человек, которых дал бы мне 10 тысяч, а я уже попросил одну?!». А если ты заплатишь меньше ожидаемого, тебя прям ЗАПОМНЯТ.

Поймите, я как клиент не хочу платить мало, я хочу платить просто. Я хочу посмотреть на вашу работу (он-лайн!), увидеть цену, снова осмотреть работу в деталях (всё ещё он-лайн), потом немного подумать и заплатить. Это если цена для меня заметная, а если небольшая, то скорей всего будет мгновенная спонтанная покупка/

Так, а что там с ноющим профессионалом? Он тем временем перешёл к финальному этапу: творец умирает, спасите творца. Стеная, он требует от публики хоть каких-нибудь денег, вот карта, забирайте всё, продам любую работу и штаны впридачу, вам-то чашкой кофе пожертвовать, а мне хоть хлебушка купить.
Обычно это действует, народ начинает перечислять деньги, и всё бы ничего, но тут художник опоминается - нет, ну не пятьсот же рублей?! И выходит на новый круг.

Притом я с уважением наблюдаю, как действуют приличные люди в кризисной ситуации: у меня проблемы, очень деньги нужны, вот мои навыки, вот мой прайс. Сама недавно собиралась выступить с таким постом, когда заболел котик Веничка, и цена лечения обещала быть неподъёмной. К счастью, мы вроде справились и обошлись, но если бы припёрло, я бы не преминула. Без удовольствия, но и без стыда.

И ещё необходимая сноска: ноющий профессионал необязательно негодный, так могут себя вести даже неплохие специалисты. Просто немножко самолюбивые жадные неудачники, а так-то работы у них хорошие.




/На фото котик Веничка помещается по деньгам и напоминает про канал «Контролируемое бесстыдство» Прочее бесстыдство здесь https://t.me/ketro

телега

Previous post Next post
Up