Один человек дает что-то бесплатно с искренним намерением помочь другому - улучшить настроение, подтолкнуть к мечте, подтолкнуть, чтобы не отставал, ради того, чтобы весело идти в ногу.
Другой дарит подарки, чтобы заслужить внимание сильного и получить тем самым выгоду.
Один принимает подарки с мыслью: "Ну, тебе же от меня что-то надо? Ну, так борись, заслуживай мое внимание и мои действия в твою сторону".
Другой принимает подарки с благодарностью и с намерением отплатить при первом же удобном случае.
Так как же отличить одного от другого? Как отличить того, кто примет твой дар как должное и будет ждать следующего подарка. Как отличить его от того, кто ничего от тебя не ждет, но примет твою помощь с благодарностью и подставит плечо, когда оно тебе потребуется, за просто так?
Когда-то читала про советских ловкачей-торгашей в 80-е годы: заведующая магазином, получив партию мандаринов, три дня в индивидуальном порядке обзванивала всякое знакомое начальство, приглашала в подсобку, чтобы они взяли себе свеженьких мандаринчиков по блату (конечно, в ожидании ответных преференций). И только когда мандарины уже начали подгнивать, их "выбрасывали" в открытую продажу, где изголодавшиеся рядовые соотечественники вмиг расхватывали цитрусовые, невзирая на качество.
Это хороший пример того, как препятствие на пути общего потока (движения к коммунизму) может очень даже припеваючи жить, извлекая пользу из своего положения тормоза движения.
Так, плохой работник в коллективе всегда получает больше внимания, больше поблажек, чем хороший, и, если не будет сильно наглеть, эти преимущества сохранит надолго/навсегда. Тормоз-чиновник, приостанавливающий движение документов, вскоре начинает получать дополнительное внимание и подарки от тех, кому нужно быстрее. Он в целом тормозит процесс, но сам при этом оказывается в выигрыше. Капризный ребенок получает больше внимания, чем нормальный ребенок. Капризная жена получает больше внимания и материальных подношений от мужа, чем хорошая заботливая жена. А пьющий мужчина получает больше внимания и помощи от окружающих, чем нормальный.
Это как камень в потоке воды: вокруг него вода тормозится, закручивается, теряет ход, из нее вываливается материя/ил, а под камнем в затишке сидят раки и отдыхают рыбки. И камень даже может гордиться, тем, как он ловко управляет потоком, не оставаясь в накладе, и вон, рыбки с раками у него под крылом процветают. И только с точки зрения воды, спешащей к морю, это вредитель и тормоз прогресса.
У бегущей воды большая цель где-то вдалеке. Вода мечтает стать частью большего - частью моря или даже океана. Конкретный момент здесь и сейчас рядом с этим тормозом-камнем - всего лишь небольшая часть пути к большой цели, не стоит остановки и разборок. Рядом такие же капли воды с такими же устремлениями, а у всей воды есть общее свойство - увлекаемости.
У камня же нет дальних целей, его не волнует какое-то там гипотетическое море/океан. Он может и вовсе не верить в существование какого-то там моря. У него близкие цели, он хочет получать что-то из воды прямо сейчас. Ему нравится крутить воду вокруг себя и ощущать себя властителем момента. И никакой увлекаемости идеями у него нет. Он простой, тяжелый и основательный, чисто конкретный пацан/хозяин/повелитель материи.
Для воды главное, чтобы таких камней-тормозов не было слишком много. Когда их много - это для воды застой, заболачивание, испарение на месте. И никакого тебе моря.
Если ты человек со свойством увлекаемости, тебя достаточно легко увлечь идеей, и ты начнешь движение в восторге от контакта с себе подобными. В большом потоке ты не будешь замечать камни, или, сталкиваясь, будешь испытывать лишь краткую досаду от вынужденного торможения.
Но, будучи таким увлекаемым человеком, подверженным захвату идеями, не надо ждать от чисто конкретных людей содействия. У этих "хозяйчиков жизни" противоположные устремления и выгоды - в торможении движения, собирании вокруг себя ила и раков, подарков и внимания от слишком торопящихся. При этом самые продвинутые из людей-камней могут вполне себе генерировать идеи для организации движения вокруг себя. Но сами за этой идеей не идут, а сразу приступают к сбору материи и внимания вокруг себя, в этом их отличие от идейных.
Идея, впрочем, вполне способна кормить своих последователей и производить ценности из ничего (открытия и изобретения). Идейный живет тем, что за горизонтом, будущим. И ради дальней цели готов давать здесь и сейчас, лишь бы никто не тормозил его движения. Не захватываемый идеей камень пользуется своими преимуществами и собирает дары. Ощущает сопротивление потока и считает на этом основании себя столпом, несущим на себе тяжесть мира. А раз несу, значит, поток и все его частицы мне должны.
Ты, милая, хочешь красивой сказки об идеальной семье? Ну, давай, готовь мне еду и убирай квартиру!
Вы хотите построить коммунизм? Давайте, стройте плотины и предприятия, а я потом найду способ их присвоить. И даже буду кормить вас, дураков, соблюдая нормы, конечно.
Вы хотите помочь голодным и угнетенным? Давайте ваши денежки мне, а я уж доставлю их по адресу (90% мне и 10% голодным).
Итого:
Если ты склонен захватываться идеей, значит, ты из тех, кто готов жертвовать материей. Для тебя движение - всё, единомышленники - ценность, а материя лишь побочный продукт твоего существования. Ты лёгок на подъем, не жаден, готов дарить.
Если ты не склонен к захвату идеями, ощущаешь себя столпом мира, презираешь легко увлекающихся и не бегаешь за фикциями, - ты не из тех, кто кому-то что-то дарит. Напротив, тебе кажется, что другие должны тебе дарить за то, что ты хранишь порядок, ведь ты этого заслуживаешь.
Камни в чем-то полезны - очищают воду, способствуют ее самоосознанию, вносят разнообразие.
Главное, не путать сорта людей и не принимать камни за игривую подвижную воду, тогда не придется биться об них и застаиваться.