Фаза-противофаза

Mar 30, 2024 18:14



Порассматриваем, как возникает гармония и разруха на разных примерах.
Качели - самый простой и наглядный образчик того, что происходит в колебаниях разного вида.
Чтобы раскачать качели, нужно, попадая в такт собственных колебаний качелей, подталкивать их в том направлении, в котором они уже двигаются. Неважно, насколько слабы подталкивания, на каждое колебание они приходятся или одно на десять - главное, чтобы в такт, чтобы качания и подталкивания совпадали по фазе. Тогда возникнет резонанс и качели раскачаются. В этом процессе на начальной стадии всегда есть удовольствие, для удовольствия качели и ставят. Однако любое попадание в такт - в маршировке, в танцах, в хоре - вызывает у людей удовольствие.

Если создать противофазу - выставлять руку, когда качеля летит к тебе, и тянуть, когда она летит от тебя - она, разумеется, остановится. Дискомфорт при этом испытают все: и тот, кто качает, и кто раскачивается, и сама качеля тоже может пострадать.

Еще варианты: быть в одной частоте с качелями, но не совпадать по фазе - будут параллельные движения руки и качелей, но взаимодействия не будет, а еще возможно не совпадать по частоте, тогда рука будет то подталкивать качели, то тормозить их, создастся такой беспорядок.

Теперь рассмотрим звуки. Когда звуки совпадают по частоте и фазе, звук становится более громким, увеличивается амплитуда волны. Когда звуки не одной частоты, но совпадают по фазе, они создают симфонию - нечто единое цельное и гармоничное. Пример: оркестр, или песня, исполняемая в лад.

image Click to view


Слушать в наушниках или на двух колонках, т.к. в телефоне противофаза может быть неслышна

Звуки в противофазе глушат друг друга, или же глушатся выборочно диапазоны частот, а если их подают на разные динамики (уши наушников), то как бы распадаются, звучат по отдельности приобретают неприятное звучание.

Видео, в которых можно послушать, как влияют фазовые искажения на звуки:
Эквалайзеры - фазовые искажения
Фаза сигнала. Обработка и запись звука

При одинаковой частоте звука, но неодинаковой фазе (отставании) вроде бы ничего не происходит, а примеров записей оркестра с отставанием по фазе не нашла.

Когда звуки разных частот накладывают друг на друга, получают "биения".

image Click to view


Биения как что-то гармоничное обычно не воспринимаются, однако могут нести дополнительную информацию


image Click to view


Видео слушать в наушниках

А еще примером наложения разных по частоте и фазе звуков может служить какофония настраивающегося оркестра и другой шум. Обычно не очень приятно для восприятия.

Стоит заметить, что и резонанс приятен только на первой стадии. На качелях поначалу от раскачивания захватывает дух, однако если продолжить, то и человек с нее упадет, и качеля разрушится. Резонанс разрушает носитель колебаний.

Резонанс звука обычно далеко не заходит, поскольку звуковые волны убегают от нас по воздуху со скоростью 330 м/с, поэтому добиться слишком громких звуков сложно. Однако есть опыт сверхзвуковых самолетов: если самолет летит со скоростью звука (не преодолевая звуковой барьер) и тем самым наращивает мощность одной и той же звуковой волны, самолет вполне может разрушиться, и однозначно разрывается сплошность воздуха. Тоже разрушение носителя колебаний.

Далее хотелось бы рассказать про световые колебания: что световые волны складываются, их амплитуда (яркость) возрастает и выходит за пределы, разрушая носитель колебаний... (заодно бы и носитель света обнаружили). Что в противофазе световые колебания глушат друг друга и наступает темнота, как рассказывают об интерференции света... Но вот досада, не складываются особо световые колебания. Примером сложения световых волн считается лазер, но нельзя сказать, что лазерные лучи такие уж яркие... И в целом что-то можно делать только со светом от одного источника - лазеры, голограммы там. А от разных источников световые волны как-то не спешат складываться с увеличением амплитуды. Зато наложение красного, зеленого и синего создает белый свет в мониторах, но не создает белого цвета смешение красной, зеленой и синей краски на листе бумаги. В общем, сложно как-то со светом.

Зато с эмоциями попроще, они, наверное, вполне колебательный характер носят. Совпадение по чувствам вызывает в нас радость и восторг (радостно станцевать вместе, спеть вместе, взорваться в крике болельщика "Гол!"). Даже злиться вместе приятно... даже плакать вместе как-то очищает и успокаивает...

image Click to view


А вот столкновение противоположных чувств вызывает негатив. Ты плачешь, а кто-то поучает тебя в это время - ну, получи, зараза, неприязнь или даже ненависть.

Такие же, как у тебя, чувства у другого человека, но без совпадения по фазе (отстающие или опережающие) приводят к некоему умственному пониманию (Я тебя понимаю), но не вызывают никаких движений души.

Столкновения же разных чувств (толпа) вызывают в человеке краткосрочно то восторг, то раздражение, то негатив, но резонанса с другими нет, опознания чувств самим собой тоже нет, в результате - просто возбуждение и потеря сил.

Глядя с общефилософской позиции:
1. Совпадение по частоте и фазе вызывает рост, который на начальной стадии характеризуется восторгом и нарастанием энергии, а на более поздней стадии выносит за первоначальный диапазон (с разрушением носителя диапазона).
2. Совпадение по частоте при движении в противофазе приводит к немедленному уничтожению/обнулению и сопровождается неприятными чувствами. А казалось бы - полная симметрия же, верней, антисимметрия...
3. Несовпадение по фазе - скука, бесплодность, ничто.
4. Несовпадение по частоте и фазе - хаос и возбуждение.

Экстрачувства, Психология, Волны, Мерность, Вопросы к науке, Люди

Previous post Next post
Up