93
Позволю себе высказать несколько соображений по мотивам моей собственной лекции в Колледже. Итак, Даат (Знание). Для начала - на Древе жизни ее стали изображать достаточно недавно. Ее символизм сильно отличается от разработанного символизма других 10 сефирот. Она не описана в комментарии к «Сефер Йецира», и символы ее не всегда согласуются со структурой Древа в целом. Даат исполняет роль призмы, соединяющей в себе Божественный свет, потому неудивительно, что некоторые ее символы, образы и значения совпадают с аналогичными символами образами и значениями предыдущих высших сефирот.
Главный Аналог для ее понимания - Грехопадение и изгнание Адама и Евы из Рая. Даат - это яма, в которой произостало Древо жизни.
Напомним ключевые фразы из Библии демонстрирующие неоднозначность Даат:
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их <...>
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь
Кажется все понятно? Не совсем. Ну для начала неясно, размножается ли Бог\Боги? Ведь люди созданы по его\их подобию. Но еще любопытней, что в Раю Адам и Ева как будто забывают об этой божественной заповеди. Или не забывают, а просто там не могут ее исполнить? И эта заповедь, так сказать, на будущее?
И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Помните, что я говорил на лекции? Сперва идет один божественный поток. Но это в Раю. в Божественном мире. Выходя из Рая (Эдема) он разделяется на 4 части. Наш тварный материальный мир состоит из 4 элементов (стихий)
И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
Человек здесь что-то вроде сторожевой собачки или садовника. Не слишком завидная роль, правда?
А как же владычество над тварным миром, которое было обещано? Или это опять обещание на будущее?
И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
Интересно, что Ева сотворяется не для реализации заповеди - плодитесь и размножайтесь, а потому, что "не хорошо быть человеку одному" (кстати, а почему?)
Далее начинается история с коварным змеем:
"сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло".
А, действительно, хорошо ли знать добро и зло? То есть иметь свой разум? Представьте себе некоего психа, который живет в дурдоме, пускает пузыри и верит, что он самый счастливый в мире. Но его вылечили и отправили в реальный мир, где жить, ох, как не сладко. Это хорошо, что его вылечили ли плохо? Ведь субъективно он был счастливым, а теперь нет.
Пожалуй в этом-то и кроется главный парадокс Даат-Знания. Меньше знаешь - крепче спишь, и кто бы спорил с этим! Но нельзя же все время спать?
Но выполнить-то Божественную заповедь оказалось возможным лишь после Изгнания
И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
Адам познал Еву, жену свою; и она зачала...
Так что мы имеем?
Магический образ Даат - Грехопадение.
Число Даат - одиннадцать. Десятка - божественный порядок, стабильность, гармония... Но одиннадцать это нарушает. Плохо? Но с другой стороны - одиннадцать - это 5+6 - соединение микро- и макрокосма, человека и Бога.
Ангельский чин Даат - "Сияющие змеи" (Не слишком привычный облик для ангелов. Намек на Змея из Эдема? Быть может, и он был Ангелом и Грехопадение - лишь составная часть Творения мира?)
Символы Даат - камера смертника и комната размышлений перед посвящением, гора Синай, где Моисей получает Божественные заповеди и туннель, через который Алиса попадает в Волшебную страну.
Соедините все это и вы поймете Даат
93 93/93