Совет безопасности (СБ) России санкционировал возобновление поставок ракетных двигателей НК-33 в Соединенные Штаты, где они будут использоваться на ракетах Antares. Рассмотрение этого вопроса в СБ ожидалось с осени прошлого года, при этом речь шла о целесообразности продолжения экспорта ракетных двигателей в США в принципе. С 1996 года РФ поставляет в США двигатели РД-180, используемые на ракетах Atlas. С помощью ракет Atlas-5 американцы выводят на орбиту военные спутники. Российский МИД в связи с этим выступал за основательную переоценку экспорта ракетных двигателей в Соединенные Штаты. Официально в МИД данную позицию не комментировали, однако, по словам собеседника в Роскосмосе, МИД выступал против возобновления поставок НК-33 в США и в этом вопросе его поддерживало Минобороны. По словам собеседника в Роскосмосе, заседание СБ проходило в середине февраля. - Вице-премьер Дмитрий Рогозин выступил за возобновление поставок НК-33, так как эта экспортная программа позволит полноценно возобновить их производство на ОАО "Кузнецов", - рассказал он. - Это выгодно и Роскосмосу, поскольку НК-33 планируется использовать в составе ракеты "Союз 2.1в", однако сейчас космическое агентство может подтвердить закупку всего нескольких экземпляров таких двигателей. Этого мало для возобновления их серийного выпуска. В то время как производитель ракет Antares - корпорация Orbital - гарантировала закупку 20 двигателей. Двигатель НК-33 создавался для советской лунной ракеты Н-1, работа над которой была закрыта в середине семидесятых годов прошлого века. Конструктор двигателей Николай Кузнецов тогда самостоятельно принял решение не уничтожать, а законсервировать несколько десятков экземпляров. Первая партия НК-33 попала в Америку в середине 1990-х, они достались компании Aerojet по цене $1 млн за штуку. Американцы вместе с российскими разработчиками довольно долго адаптировали их под свои нужды, в результате чего появился модифицированный двигатель AJ-26, уже два раза успешно слетавший в составе ракеты Antares. - Положительное решение по экспорту позволит нам интенсифицировать процесс восстановления серийного производства двигателя НК-33, работа по которому сегодня развивается в двух направлениях. Первое - в рамках зарубежного контракта с компанией Aerojet Rocketdyne по программе стартов РН среднего класса Antares. Второе - отечественный проект с ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" по запуску РН легкого класса "Союз-2-1в", - заявили "Известиям" в пресс-службе Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), контролирующей ОАО "Кузнецов". Минимальный объем инвестиций, который потребуется для восстановления производства НК-33, в ОДК оценивают в 1 млрд рублей. По словам собеседника в космическом агентстве, вопрос о продолжении поставок еще одного двигателя - РД-180 - отдельно на заседании СБ не рассматривался. К.И.