В "Истории римского права" Покровского сообщается, что сословия клиентов и плебеев в Древнем Риме возникли из двух разных типов переехавших жить в Рим чужаков. Плебеи возникли из выходцев из городов Латинского союза, которые пользовались в Риме ( как и других городах Союза) правовой охраной, и поэтому обладали более-менее полноценными гражданскими правами, за вычетом политических прав. Клиенты возникли из прочих иностранцев, которые считались врагами, не пользовались никакими правами, не могли совершаться сделки, и даже уголовно не защищались. Единственным выходом для них было становиться юридически членами семей римских патрициев - где они были чем-то большим, чем рабы, но меньшим чем родственники - чем-то вроде позднейших вассалов.
Тут важно вот что: латиняне, имевшие больше прав, жили отдельными семьями, а иностранцы, у которых прав почти не было, были вынуждены присоединяться к чужим семьям.
Отсюда "мораль", иллюстрировать которую можно множеством других случаев из других времен и народов. Объединения в тесные сообщества, корпорации, государства и прочие "соборности" происходит не от хорошей жизни. Это способ доступа к дефицитным ресурсам, например безопасности. Если жизнь относительна хороша и комфортна, если существует некая общедоступная инфраструктура, обеспечивающая нужными ресурсами, то люди склонны к атомарному бытию.