Пока писал про то, как бумага подготовила Европу к книгопечатанию, в голове вертелся эпизод из романа “Да не опустится тьма” Спрэга де Кампа.
.
Роман этот не исторический, а попаданческий.
Там археолог из 1939 года проваливается в Рим VI века, прямо перед вторжением византийцев.
Такой “Янки при дворе короля Артура”, только с попытками в историческую достоверность.
Получается, правда, так себе.
.
Возможно, это как-то связано с тем, что книга написана в 1941 году.
Но вот что мне в ней понравилось - как и у Марка Твена, попаданец (тут его зовут Мартин Падуэй) в какой-то момент изобретает печатный станок и решает издавать в древнем Риме газету.
.
Он сталкивается с особенностями мира, где основной писчий инструмент - это пергамент, и уже после первого тиража происходит вот такой эпизод:
.
Пэдуэй нанес конфиденциальный визит хозяину сыромятни.
- Когда нужна следующая партия? - спросил дубильщик.
- Через четыре дня.
- Невозможно. К этому времени у меня будет только пятьдесят листов, причем впятеро дороже.
- Почему?! - ахнул Мартин.
- Твой первый заказ практически исчерпал все городские запасы. Все, что было у меня и что я сумел купить. В Риме не осталось шкур и на сто листов. Да и готовить их долго…
- А если расширить твою мастерскую, можно выйти на две тысячи листов в неделю?
Дубильщик покачал головой.
- Перерезать всех коз в Центральной Италии?..
Пэдуэй был вынужден признать свое поражение....
.
А ещё буквально в той же книге есть эпизод, который больше говорит о её контексте, чем о содержании.
1941 год в США - это эпоха триумфа жёлтой прессы, и для Спрэга де Кампа образцовая газетная статья выглядела вот так:
.
КРОВЬ НЕВИННОЙ ЖЕРТВЫ НА РУКАХ ЧУДОВИЩНОГО ЗЛОДЕЯ ГОНОРИЯ, НАШЕГО ГОРОДСКОГО ПРАВИТЕЛЯ
Из достоверных источников стало известно, что Аврелий Гальба, на прошлой неделе распятый за убийство, был мужем женщины, которой давно и безуспешно домогался похотливый козел Гонорий. Во время суда над Гальбой многие отмечали шаткость улик…»
.
Дальше по тексту Пэдуэй хвалит написавшего вот это журналиста и делает его своим помощником.
Потому что статьи в американской прессе начала 1940-х как раз и выглядели в стиле, прости господи, газеты “Жизнь”..
https://t.me/redroomtext/983