в художественных книжках 19 века, например у Дюма, довольно часто упоминается дреевнеримский политик Катон и его честность и добродетельность.
.
Пост из дзена - о том кто такой был этот Катон
.
«Славу имел он человека самого непоколебимого в следовании тому, что он признавал правильным, а следовал он справедливому, должному и прекрасному не только в своём поведении, но и в помыслах выявляя исключительное величие души».
.
(с) Аппиан, «Римская история. Гражданские войны».
.
В сериале «Рим» среди величественных сенаторов, щеголяющих в белоснежных тогах, резко выделяется некий неопрятный тип в тёмной мешковине на голое тело.
И такой персонаж в римском сенате того времени действительно был.
Зачем же Марк Порций Катон Младший (он же Утический) изображал из себя какого-то панка?
Он это делал исключительно из-за своей принципиальности и законопослушности.
.
После поражения при Каннах во время Второй пунической войны Республика нуждалась в средствах, чтобы срочно набрать новую армию и дать отпор Ганнибалу, гуляющему по римским окрестностям как у себя дома.
А чтобы показать согражданам пример экономии во всём, в том числе в одежде, сенаторы приняли закон, запрещавший носить тоги из отбеленной ткани.
После завершения войны этот закон не был отменён, о нём попросту забыли.
Сенаторы снова надели парадные белые тоги.
.
Только щепетильный Катон спустя век с лишним вспомнил об этом законе и стал его демонстративно соблюдать.
Тем самым он подавал не только другим сенаторам, но и всем римлянам пример скромности и тщательного исполнения римского законодательства.
.
Эту его черту отмечали все современники и историки. Цицерон говорил о Катоне:
«Он высказывает так, как будто находится в идеальном государстве Платона, а не среди подонков Ромула».
.
Он состоял с Катоном в одной политической партии оптиматов, и его жутко бесила несгибаемая позиция этого фанатика долга и чести.
В свою очередь Катон считал Цицерона беспринципным типом, чуть ли не политической проституткой.
Однако моральный авторитет Катона и гибкий язык Цицерона были равно необходимы их сопартийцам.
.
Катон прославился как один из наиболее активных и последовательных противников Цезаря. Когда в 59 г. до н.э.
Юлий Цезарь в первый раз был избран консулом, то есть занял высший пост Республики и стал неподсуден,
Катон неоднократно высказывался в том духе, что как только пройдёт срок консульских полномочий Цезаря, он немедленно отправит его в тюрьму.
Цезарю это надоело, и однажды после очередной обструкции, устроенной ему в сенате, он сам отправил Катона под арест.
Однако другие сенаторы молча последовали вслед за Катоном, и Цезарю пришлось отменить своё решение.
.
Катон в своей жажде вселенской справедливости ничуть не считался с народным мнением.
Когда Цезаря чествовали за поголовное истребление некоего галльского племени, один лишь Катон публично высказался о том, что подобный поступок бесчеловечен и более приличествует диким варварам, чем цивилизованным людям.
..
Более того, услышав о военной хитрости, благодаря которой Цезарь победил германцев, Катон посчитал такую войну бесчестной и предложил выдать Цезаря германцам для справедливого суда.
Никто его не поддержал, поскольку галлы с германцами были для римлян лютыми врагами, в войне против которых хороши все средства.
.
Катон в конечном итоге был вынужден примкнуть к сторонникам Гнея Помпея, ничуть не более гуманного и честного, чем Юлий Цезарь.
Но цезарианцы Катона искренне ненавидели, так что этот вариант был заведомо исключён.
С началом гражданской войны Катон демонстративно надел траур «по гибели Отечества».
Неудивительно, что верный своим принципам и отказывавшийся идти на компромиссы, Катон проиграл в политической борьбе.
Вынужденный покончить с собой, он повёл себя даже не как римский герой, а скорее подобно самураю.
.
Плутарх оставил весьма впечатляющее описание смерти Катона:
«Он обнажил меч и вонзил себе в живот пониже груди; больная рука не смогла нанести достаточно сильного удара,
и он скончался не сразу,
но в предсмертных муках упал с кровати, опрокинув стоявший рядом столик со счетною доской,
так что рабы услышали грохот, закричали, и тут же в спальню ворвались сын и друзья.
Увидев его, плавающего в крови, с вывалившимися внутренностями, но еще живого - взор его еще не потускнел - они оцепенели от ужаса,
и только лекарь, приблизившись, попытался вложить на место нетронутую мечом часть кишок и зашить рану.
Но тут Катон очнулся, оттолкнул врача и, собственными руками снова разодрав рану, испустил дух».
.
из комментов
.
Для сравнения советую обратиться к тому, как характеризовал Катона-младшего Теодор Моммзен.
В его изображении это честный, но глупый и тщеславный человек, который изображал из себя философа-стоика, подражая древним образцам, как он их понимал.
В большей степени театрал, чем политик и философ.
.
"Странной карикатурой на своего предка, старого крестьянина, которого гнев и ненависть сделали оратором, который мастерски владел и мечом и плугом и со своим ограниченным, но оригинальным и здравым пониманием людей всегда проникал в суть дела,
являлся этот молодой и бесстрастный учёный,
у котрого постоянно была на устах школьная мудрость,
и которого всегда можно было видеть с книгой в руке,
этот философ, ничего не понимавший ни в военном, ни в каком-либо другом ремесле и витавший в облаках отвлечённой моралистической философии. ...
В то жалкое и трусливое время его мужество и негативные добродетели импонировали массе..."
.
"Он предпочитал быть, а не казаться, и чем более он бежал славы, тем быстрее она его настигала" (Саллюстий).
.
"Катоном лучше умереть, чем жить, как Цицерон" (Агриппа д'Обинье).
.
.Глуповатый, прямолинейный, упертый, ограниченный, начисто лишенный политического чутья...
Но по-человечески заслуживающий уважения.
Даже от современников и потомков.
.
но живот он себе вспорол по настоящему.
ну типа доиграл роль до конца.
Вообще, я не считаю, что характеристика Моммзена адекватна.
Он был большим поклонником Цезаря и активно принижал всех его оппонентов.
Он и Цицерона объявил мелочным бездарем.
.
Я привел ссылку на Моммзена лишь для того, чтобы несколько сгладить чрезмерно восторженный тон статьи.
Я думаю, что Катон-младший был достойным человеком.
Наверное не очень хорошим философом
(да и не философом вообще, если считать за философа создателя каких-то новых идей, ибо у Катона своих идей не было вовсе),
возможно излишне демонстративным.
Но я думаю, что ему нельзя отказать в мужестве (и не только из-за самоубийства), в наличии принципов и готовности за эти принципы стоять.
К сожалению, Моммзен прав в том, что у Катона не было никаких практических талантов:
он не был военным, он не был администратором.
Теоретических талантов у него тоже не было: он лишь воспроизводил уже существовавшую стоическую философию.
Всё-таки есть что-то странное в том, что человек так отчаянно борющийся за свои принципы - к этой борьбе просто не готов, потому что ничего не умеет.
Катон был не без червоточинки.
А именно: он яростно боролся с подкупами избирателей, но.. только тогда, когда эти подкупы совершали его оппоненты.
Когда подкуп совершали соратники Катона, тот молчал в тряпочку и делал вид, что ничего не произошло.
.
Короче, не нужно идеализировать фанатика, вооружённого пиаром.
.
Неправильно такое, ибо Катон своей деятельностью, фактически, изо всех сил приближал гражданскую войну,
ибо был аццки неконструктивен и недоговороспособен,
но голосом обладал громким, а темпераментом - невгребенным..
Наверно, не будь Катона, то звёзды не встали бы так, что у Цезаря не осталось другого выхода, чем идти на Рим
(на самом деле, он не хотел ТАКОГО развития событий, но ему не оставили выбора)
.
"О, Катон, мне ненавистна твоя смерть, ибо тебе было ненавистно принять от меня спасение".
Цезарь.//
-их (римский) Катон что-то начал мне напоминать Владимира Вольфовича и ещё некоторых лицедеев современности
..
Кто знает Меру, тот знает Всё! Некоторые умудряются даже в чём-то хорошем доходить до фанатизма,
https://dzen.ru/a/Yf6FUL7skABf4j7z.