Дарюс Сталюнас книга " Польша или Русь? Литва в составе Российской империи" (2024)

Aug 25, 2024 20:13


Автор: Сталюнас Дарюс
Издательство: Новое литературное обозрение, 2024 г.
Серия: Historia Rossica
Жанр: Всемирная история
.
Анотация

История становления России как империи и доминирование в ней националистического дискурса наглядно отражается в той политике, которую страна проводила в отношении своих "окраин".
Среди них - земли Великого княжества Литовского, названные в официальной номенклатуре XIX века Северо-Западным краем.
Государственная идеология, создавшая образ этих территорий как исконно русских, загнала себя в "дискурсивный капкан": этнокультурная реальность края была иной.
.
Книга Дарюса Сталюнаса анализирует национальную политику в отношении каждой из наиболее многочисленных этнических групп этого региона - белорусов, литовцев, евреев и поляков.
Его исследование показывает, что в Литве большинство мер, направленных на "обрусение", "исправление", "слияние" или "сближение" нерусского населения, оказались либо безрезультатными, либо привели к совсем не тем последствиям, на которые надеялись власти.
Причины этих неудач были прежде всего связаны с господствующими идеологическими стереотипами, мешавшими увидеть сложную конфигурацию социальной действительности.
.
Рецензия

Рискну предположить, что книги Сталюнаса интересны в первую очередь тем, что автор - литовец, но не придерживается стандартного националистического нарратива.
Собственно, в книге он обрисовывает раскол между течениями в историографии - между националистическими авторами, существующими в парадигме малых и обиженных наций Западного края Российской империи, и западными авторами, ищущими баланс между риторикой обрусения имперских чиновников и их реальными делами.
Любопытно, что основные российские авторы оказываются при таком делении в лагере международных исследователей, сбалансированных, так сказать.
.
Книга о том, как имперские бюрократы хотели «обрусить» литовцев и белорусов, вкладывая в это понятие на протяжении десятилетий разные понятия.
...
Бюрократы метались между имперским и русским националистическим дискурсом, меняли туда-сюда решения о введении русского языка в католическое богослужение
(надо, так как приближает к русской гражданской нации разных вероисповеданий,
не надо, так как сманивает православных в католические храмы),
вводили и откатывали решение по еврейскому образованию, нарезали границы учебных округов и генерал-губернаторства.
..
Все это происходило десятилетиями на фоне традиционной недоуправляемости, отсутствия кадров среднего звена и ясной цели деятельности, поэтому результат оказался немного предсказуем.
..
Ни поляков не привели ближе,
ни литовцев не окультурили на русский манер,
вот разве что евреи русский выучили, да православных белорусов вполне интегрировали.
..
Пьеса, начинающаяся волевыми, но паническими действиями после Польского восстания 60-х годов XIX века, завершается параличом и бессилием 1905 года, вылившимся в некоторую политическую импотенцию, затянувшуюся до краха империи в ходе Первой Мировой.
.
Треск, обсуждения, интриги, склоки, насилие (запреты на графику и языки обучения, обращение в православие католиков, закрытие храмов) - все это вело к насилию, к насилию и привело.
.
Автор считает, что иного развития событий быть и не могло. Возможно, но результат все же трудно считать лучшим из лучших. И дело даже не в очевидных промахах и ожидаемых последствиях непродуманных решений. Просто ломать - не строить..
ivelib.ru/review/3216373-polsha-ili-rus-litva-v-sostave-rossijskoj-imperii-daryus-stalyunas
.
отрывок из книги
.

Вспоминая свою работу на посту виленского губернатора в  1860-х  годах, Иван Алексеевич Шестаков писал, что возможны лишь две точки зрения на земли Великого княжества Литовского, присоединенные к России в конце XVIII века: как на польские или как на российские.
.
При этом литовцам он отводил маргинальную роль: «На Литву, политически, можно смотреть только двояко: как на часть России или как на часть Польши.
Третий взгляд - автономический - противится истории, смыслу и  цели вещей.
Чисто литовское население едва заметно и  сливается с соседними белорусским, польским и латышским»1.
.
В то время, в эпоху политики «обрусения», возможность отнесения земель Великого княжества Литовского или к  Польше, или к России могла присутствовать в умах имперских чиновников, но ни в коем случае не могла быть озвучена в официальном или общественном российском дискурсе, поскольку эта территория
уже была объявлена «исконно русскими землями», и  задачей чиновников, а  значит, и  И. А.  Шестакова было «возвращение»  этого края на истинный путь его развития, защита проживающих здесь литовцев и  белорусов (или, пользуясь терминологией чиновников, русских) от «полонизации», недопущение нового «польского мятежа» (именно так в то время было принято называть восстание 1863-1864 годов).
.

Конкуренция различных имперских/национальных проектов (в  случае приведенной выше цитаты И. А.  Шестакова - Польши и России) отражалась в высказываниях чиновников и публицистов и  в  отношении других окраин Российской империи.
.

Земли Великого княжества Литовского, получившие в  XIX  веке в  официальной номенклатуре название Северо-Западный край и вместе
с  Правобережной Украиной ставшие Западно-Русским краем, со стратегической точки зрения не были так важны для СанктПетербурга, как Прибалтийские губернии, Царство Польское (со второй половины XIX  века - Привислинский край) и  Великое княжество Финляндское, но можно говорить о том, что
этот регион вместе с  Малороссией был исключительно важен для правящей и  интеллектуальной элиты империи в  вопросе русского нациестроительства2.
.
Поэтому национальная политика, проводившаяся имперскими властями на этой территории, прекрасно отражает не только рост влияния на правящую элиту
идеологии национализма и гравитацию государства в направлении империи нового типа, которую историки называют и «национальной», и  «нацио нализирующей», и  «непоследовательно национализирующей»3, но и проблемы, с которыми столкнулась Россия, пытаясь ответить на вызовы новой эпохи, и  в  первую очередь - на идеологию национализма1.
Северо-Западный край, возможно, в  большей степени, чем любая другая окраина Российской империи, иллюстрирует тезис Михаила Дмитриевича Долбилова о  «дискурсивном капкане»2, который был создан официальной идеологией, постулировавшей «исконную русскость» этой территории.
...
Отправлявшиеся на службу в  Северо-Западный край имперские чиновники сталкивались с этноконфессиональной реальностью, разительно отличавшейся от образа, циркулировавшего и  в  бюрократической переписке, и  в  общественном дискурсе (в  исторических повествованиях, этнографических описаниях, статистике и публицистике)3.
.
Наряду с относимым властями к русским плохо образованным, говорившим на разных белорусских диалектах крестьянством, которое, согласно официальной статистике, составляло большинство населения Северо-Западного края, в  крае проживали другие группы, чуждые русским в  этнокультурном отношении.
..
Основную часть социальной элиты составляло говорившее на польском языке и  исповедовавшее католицизм дворянство, которое имперские чиновники считали своим главным врагом.
..
В городах и местечках значительную часть населения составляли в этническом, языковом, конфессиональном и  хозяйственном смысле совершенно чуждые
русским (и к тому же объявленные вредными) евреи.
..
В западной части Северо-Западного края (Ковенская губерния и часть Виленской губернии, а также относящаяся к Царству Польскому Августовская (Сувалкская) губерния) компактно проживали исповедовавшие католицизм (а  также евангелико-реформаторство) литовцы, для обозначения которых в  российском дискурсе использовались два этнонима - литовцы и жемайтийцы («литва и жмудь»), притом что принадлежность этих субгрупп
к одной и той же этнической общности (литовцы) у большинства чиновников сомнений не вызывала1.
..
Крестьян, говоривших на литовских наречиях, часть  чиновников рассматривала как возможную опору империи и достаточно часто как «потенциальных русских», обосновывая эту точку зрения теориями, согласно которым если литовцы и  не славяне, то очень близкая славянам группа.
..
Проблема состояла в  том, что большинство литовцев исповедовало католичество и это превращало их в «потенциальных поляков»2.
.

Если мы посмотрим на географию высших школ в  западных губерниях Российской империи, Северо-Западный край выглядит пустыней.
Такая ситуация сложилась вопреки планам и  местного общества, и  имперских властей, пытавшихся учредить в  этом регионе высшую школу.
..
Хотя край был объявлен «исконно русскими землями», опасения, что университет, политехническая или сельскохозяйственная высшая школа попадет
под влияние поляков или евреев, не позволяли осуществить ни один из проектов, которые были крайне необходимы как для уменьшения экономической отсталости края, повышения уровня образования, так и  в  более широком плане - для модернизации империи1..
скачать тут
https://www.nlobooks.ru/upload/iblock/dc2/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8E%D0%BD%D0%B0%D1%81.pdf

История России и Польши, Польша, книги, книга скачать, История России, История

Previous post Next post
Up