фильм «Крейцерова соната» (1987)

Aug 25, 2024 07:36


Рассказ Льва Толстого «Крейцерова соната» (1890) я считаю самым неприятным, прямо-таки омерзительным шедевром русской классики, а то, что это шедевр - бесспорно.
Меня в своё время удивило количество зарубежных экранизаций этой вещи, а что это, как не признание?
Я бы сказала, по уровню воздействия «Крейцерова ...» не хуже, чем «Война и мир» и «Анна Каренина».
Однако - мерзость. Хочется вымыть руки.
..
И ты прекрасно понимаешь, что автор подмигивает Позднышеву, который высказывает большинство толстовских «личных», выстраданных идей, вроде женской обязанности самой выкармливать своего ребёнка.
Одноимённый фильм, снятый Михаилом Швейцером в 1987 году, не менее силен, и это не иллюстрация к произведению, а - …дополнительные материалы уголовного дела.
..
Если вы читаете лишь рассказ, то ни за что не поймёте, отчего же Василий Позднышев всё-таки совершил столь тяжкое преступление.
И вовсе не от ревности, как покажется первоначально

.
Да, суд присяжных увидел верхушку айсберга - обманутый муж яростно махал ножичком.
Аффект.
Потому не так уж много ему присудили - 11 месяцев отсидел, потом оправдали.
Он её любил, а потом... того...
...
В фильме показана мода уже 1900 года.
Но рассказ написан в 1890 году, а Позднышев описывает женскую моду его жениховства, как платья с «нашлёпками на задах» и это были турнюры 1870-1880-х. Прибавляем к этому 8 лет, за которые жена родила ему пятерых детей, а дети на момент совершения Позднышевым преступления, были уже не младенцами.
..
Но вернёмся к нашим героям.
Книжный Позднышев с первых секунд вызывает стойкое отвращение - своими рассуждениями о браке и женщинах, о воздержании и семейном ложе.
Обычно самые грязные личности, каковым и является персонаж, больше всего любят поговорить о важности чистоты.
Но в фильме эту пакость немного «смягчает» обаяние Олега Янковского.
..
Но зато потом наступает черёд милой и чарующей Лизаньки.
Чем дольше мы наблюдаем красавицу, тем больше (невольно!) сочувствуем её супругу.
Эту мадам отлично сыграла Ирина Селезнёва (не путать с Натальей!).
Перед нами - истеричная и капризная женщина, постоянно желающая скандала.
На пустом месте.
Просто так. Она цепляется ко всякому жесту и ничего не значащим фразам, к молчанию и вздоху.
..
Всё её раздражает.
Она склонна к слезам, переходящим в реальное исступление.
В рассказе мы видим Лизочку глазами пристрастного Позднышева (а он нам не нравится!), а тут - своими глазами.
Я несколько раз смотрела этот фильм - и когда мне было 16, и 30, и 50…
И каждый раз была одна и та же мысль: «Доводит… доканывает…»
Придраться к слову и - орать на весь дом, что её сживают со свету.
Позднышев - чудовище, но второе чудовище - Лиза.
..
В экранизации - всё на месте; нет лишних деталей и лиц.
Прекрасны эпизодические роли попутчиков: Александр Калягин - адвокат, Алла Демидова - суфражистка, Михаил Глузский - купец, Александр Трофимов - собеседник Позднышева.
Спор в вагоне - изумительная сцена. Фильм хорош и как эстетический объект - полумгла вагона, где Позднышев рассказывает свою печальную историю, контрастирует с жемчужным светом «из прошлой жизни», где счастье было так возможно...
..
Zina Korzina (c)
.
https://dzen.ru/a/Ya5GJ0nsbXXp5DRZ
.


..


.

Галина Иванкина, СССР, фильм, СССР кино

Previous post Next post
Up