вот к этому
https://marss2.livejournal.com/5186066.html.
«Женитьба» - отличный фильм, который развеет некоторые иллюзии
.
Замечательную экранизацию гоголевской «Женитьбы» предпринял в конце 1970-х Виталий Мельников, столь многогранный режиссёр, что достаточно перечислить его самые известные работы, чтобы это понять.
«Семь невест ефрейтора Збруева» (1970), «Старший сын» (1975), «Отпуск в сентябре» (1979), «Выйти замуж за капитана» (1985), «Царская охота» (1990) - это всё он, Мельников.
Миры, им создаваемые, в каждой из кинокартин - совершенно разные по духу и даже стилю.
.
И вот «Женитьба» (1977), где все актёры сосуществуют в едином ритме.
Что там актёры? Их учили играть.
Но здесь важна любая деталь - декорации, вещи, костюмы, всё живёт и дышит.
Первое, что хочется упомянуть, это вовсе не сюжет, а - фон.
Перед нами питерская зимняя полумгла, когда невозможно понять - утро или сумерки, а то и ясный день, который вовсе не ясный. Всё здесь теряется в серой дымке - неслучайно в самом начале был намёк и на гоголевский «Невский проспект», где Кочкарёв устремляется за стройной незнакомкой.
.
Кроме того, мы видим, как жили столичные дворяне - вовсе не изысканно и безо всякого лоску.
Без парфе и бланманже на завтрак.
Единицы могли себе позволить светлые залы и аккуратных слуг с …чистыми руками.
Экономили на свечках, довольствовались скудной пищей, редко обновляли гардероб и шили фрак лишь по случаю.
Апартаменты не отличались чистотой и благоуханием - в этом фильме буквально чувствуется затхлость и не самый волшебный аромат, словно исходящий от тех помещений.
.
Я не знаю, кто и зачем выдумал какой-то особый шик дворянского бытия в XIX столетии.
Ходили на службу в присутствия, работу свою не любили, как правило; иной раз посещали какой-нибудь вечер или бал у начальника департамента (если позовут), пара-тройку раз в год могли сходить в театр.
Да, много читали, а некоторые - писали.
Даже стихи.
Но в плане удобств 99 процентов благородных господ жили, как Подколёсин и его друг Кочкарёв, а Париж видели только на картинках.
.
Да, насчёт картинок. В те годы были актуальны «виды комнат» - особый жанр в современной (тогда!) живописи, где показывали идеальный быт.
Например, многочисленные «кабинеты» и «гостиные» Кондратия Зеленцова - ими часто иллюстрируются нынешние книги, точнее, соответствующие главы по истории костюма, быта и дизайна.
Эти апартаменты - примерно, как фото из AD Magazine в наши дни.
То есть «правильный» вариант меблировки и - поведения человека среди этой furnishings.
.
На этих картинах - светло, чистенько и прямо-таки ощущается свежесть.
Реальность же была, как в мельниковской «Женитьбе».
Несколько лучше жило купечество, особливо гильдейское.
Нам показывают дочь купца III гильдии - Агафью Тихоновну Купердягину (ох, уж эти гоголевские фамилии!)
Даже на первый взгляд видно, что её быт куда как лучше, нежели у Подколёсина, а про одного из женихов - о бывшем морском офицере Жевакине - говорится, что у него нет мебели вообще.
А ведь не маргинал какой.
..
Дворянство во все века и во всём мире было не особенно богатым сословием.
Да, с привилегиями.
Да, близки к трону.
И - нет, не жировали в своей массе.
Однако же купеческие дочери завсегда мечтали о дворянском браке - в основном, затем, чтобы муж не дрался, не носил бородищу и был деликатен.
Кто сказал, что аристократы не дерутся, да и мода на бороды вернётся - вспомните графа Толстого что ли?
Но была такая иллюзия у полуобразованных купеческих дочек.
.
Засидевшаяся в девках (по пьесе ей 26 лет) Агафья - ровно из этих, мечтательниц.
У неё прилично капитала, но не так, чтобы уж очень.
На тройку с плюсом она невеста.
Из бонусов - в целом недурна собой.
Не Афродита, но и не кикимора.
В теле, что дивно.
В общем, на такого живца можно ловить дворян.
И сваха пригоняет вполне годных мужчин.
Все при службе и не без достоинств.
Но тоже - не герои французских романов, кои те Агаши читали с юных лет.
Ей предложили типичных дворян!
...
Но Подколёсин оказывается всех милее - собою виден, полон, лицом чист, робок с дамами.
Ах, увы, слишком робок.
Испугался перемен.
Но об этом - в следующий раз - Гоголь и Мельников отлично показали человека, боящегося вылезти из зоны комфорта, которая для него давно дискомфортна. Так что смотрим на чётко и дотошно сконструированный лайф-стайл европейских нобилей - а так было и в Лондоне, и в Берлине, и в лакомом Париже.
И никакого вам гран-батман.
Всё весомо-грубо-зримо.
.
.
Zina KorZina (c)
.
https://dzen.ru/a/YyWgGuOe3Vt_C8er.